Проверка клиентов в целях ПОД/ФТ
В рамках антиотмывочного законодательства субъекты 115-ФЗ обязаны выполнять целый комплекс мер, в том числе – идентифицировать клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, оценивать уровень риска клиентов, фиксировать, обновлять и хранить информацию, составлять и направлять отчетность.
Точные и отлаженные проверки в сфере ПОД/ФТ необходимы для минимизации рисков вовлечения организации в сомнительные и незаконные операции.
С помощью X-Compliance:
- получайте, проверяйте и документально фиксируйте информацию, необходимую для исполнения требований противолегализационного законодательства;
- принимайте взвешенные решения на основе оценки риска клиента.
Кого это касается:
Требования по ПОД/ФТ обязаны исполнять организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом:
- банки;
- страховые организации;
- лизинговые компании;
- негосударственные пенсионные фонды;
- организации федеральной почтовой связи;
- операторы связи;
- микрофинансовые организации;
- ювелирные компании;
- и прочие организации, указанные в статьях 5 и 7.1 115-ФЗ.
Преимущества:
Детальный учет российской специфики:
- нормы действующего законодательства;
- рекомендации Банка России (13-МР) и Росфинмониторинга (информационное письмо № 53).
Многолетний опыт и экспертиза:
- взаимодействие с регуляторами и экспертами;
- объединение и обогащение данных на основании источников, доступных на законных основаниях.
Интегрированность в бизнес-процессы субъектов 115-ФЗ:
- X-Compliance стал стандартом в области информации для управления ПОД/ФТ-рисками и используется ведущими российскими банками и другими организациями финансового сектора;
- субъекты 115-ФЗ указывают X-Compliance в правилах внутреннего контроля в качестве источника информации, доступного на законных основаниях.
ВОЗМОЖНОСТИ X-COMPLIANCE
В рамках процедуры идентификации банки и другие субъекты 115-ФЗ должны установить определенные сведения о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, а также подтвердить достоверность этих сведений. Одна из основных задач этого процесса — предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма.
Публичные должностные лица (РПДЛ, ИПДЛ, МПДЛ) могут занимать высокопоставленные должности или выполнять публичные функции. Они могут использовать свое положение в преступных целях, поэтому организации уделяют повышенное внимание операциям таких клиентов, а также операциям их супругов и близких родственников.
Субъекты 115-ФЗ обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов как на основании данных непосредственно от клиента, так и полученных самостоятельно. Также в рамках ПОД/ФТ компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарах и актуализировать эти сведения.
Страновой риск зависит от того, в какой юрисдикции зарегистрирован или находится клиент или связанные с ним лица, например, бенефициары или контрагенты. Проверять юрисдикции и территории можно на предмет несоблюдения стандартов в сфере ПОД/ФТ, санкционных рисков, налогового законодательства, наличия признаков офшорных зон и по другим параметрам.
Законодательство может предусматривать получение лицензии для определенных видов деятельности. Как правило, получение лицензии сопровождается соблюдением ряда требований, например, к капиталу, оборудованию или квалификации персонала. В некоторых случаях проверка лицензий может быть обязательной для контрагентов — в частности, такие положения установлены и антиотмывочным российским законодательством.
Оценка уровня риска – процедура по определению вероятности реализации комплаенс-риска в зависимости от характеристик клиента или контрагента. На уровень риска может влиять множество факторов, включая совпадение с определенными категориями лиц, связь с определенными юрисдикциями, особенности деятельности и другие факторы.
В рамках санкций и иных ограничительных мер (например, в рамках законодательства по ПОД/ФТ) международными организациями и отдельными государствами составляются санкционные и негативные списки – перечни с данными конкретных физических и юридических лиц, в отношении которых действуют ограничения.
Оценка комплаенс–рисков может быть необходима не только для проверки непосредственно клиента или контрагента, но и связанных с ним лиц. Дополнительная информация рисках в окружении проверяемого лица поможет грамотно выстроить работу с ним.
Оценка деловой репутации клиента обязательна для исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, но актуальна также и для проверок в других целях. Негативная репутация может говорить о разных видах потенциальных рисков: например, финансовых, правовых и других.