Оценка уровня риска клиентов и контрагентов
Оценка уровня риска – процедура по определению вероятности реализации комплаенс-риска в зависимости от характеристик клиента или контрагента. На уровень риска может влиять множество факторов, включая совпадение с определенными категориями лиц, связь с определенными юрисдикциями, особенности деятельности и другие факторы.
Автоматическая оценка уровня риска клиентов и контрагентов в X-Compliance работает по принципу "светофора".
Все российские юридические лица и индивидуальные предприниматели проходят проверку признакам повышенного уровня риска. Это более 100 признаков по юридическим лицам и более 50 — по ИП.
На основе таких признаков рассчитывается индекс уровня риска, который пользователь может настроить самостоятельно в зависимости от актуальных для него рисков согласно правилам внутреннего контроля или рисковой политики компании.
В X-Compliance доступны 4 предустановленных шаблона по разным сферам комплаенс-рисков:
- комплаенс-проверка;
- оценка риска в сфере ПОД/ФТ;
- санкционные, негативные и ограничительные списки;
- оценка коррупционного риска.
Пользователь может создать свой собственный шаблон на основе предустановленных:
- определить количество уровней риска и их границы;
- включить интересующие признаки;
- настроить признаки и задать для них веса;
- объединить признаки в группы;
- создать собственные признаки на основе пользовательских реестров.
Результат такой настройки — профиль комплаенс-рисков, который можно применять к реальным клиентам и контрагентам для автоматической оценки уровня риска по ним.
ВОЗМОЖНОСТИ X-COMPLIANCE
В рамках антиотмывочного законодательства субъекты 115-ФЗ обязаны выполнять целый комплекс мер, в том числе – идентифицировать клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, оценивать уровень риска клиентов, фиксировать, обновлять и хранить информацию, составлять и направлять отчетность.
В рамках процедуры идентификации банки и другие субъекты 115-ФЗ должны установить определенные сведения о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, а также подтвердить достоверность этих сведений. Одна из основных задач этого процесса — предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма.
Публичные должностные лица (РПДЛ, ИПДЛ, МПДЛ) могут занимать высокопоставленные должности или выполнять публичные функции. Они могут использовать свое положение в преступных целях, поэтому организации уделяют повышенное внимание операциям таких клиентов, а также операциям их супругов и близких родственников.
Субъекты 115-ФЗ обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов как на основании данных непосредственно от клиента, так и полученных самостоятельно. Также в рамках ПОД/ФТ компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарах и актуализировать эти сведения.
Страновой риск зависит от того, в какой юрисдикции зарегистрирован или находится клиент или связанные с ним лица, например, бенефициары или контрагенты. Проверять юрисдикции и территории можно на предмет несоблюдения стандартов в сфере ПОД/ФТ, санкционных рисков, налогового законодательства, наличия признаков офшорных зон и по другим параметрам.
Законодательство может предусматривать получение лицензии для определенных видов деятельности. Как правило, получение лицензии сопровождается соблюдением ряда требований, например, к капиталу, оборудованию или квалификации персонала. В некоторых случаях проверка лицензий может быть обязательной для контрагентов — в частности, такие положения установлены и антиотмывочным российским законодательством.
В рамках санкций и иных ограничительных мер (например, в рамках законодательства по ПОД/ФТ) международными организациями и отдельными государствами составляются санкционные и негативные списки – перечни с данными конкретных физических и юридических лиц, в отношении которых действуют ограничения.
Оценка комплаенс–рисков может быть необходима не только для проверки непосредственно клиента или контрагента, но и связанных с ним лиц. Дополнительная информация рисках в окружении проверяемого лица поможет грамотно выстроить работу с ним.
Умный поиск позволяет осуществлять проверки по всем лицам и объектам в одной поисковой строке с использованием различных параметров, выявлять неточные совпадения с помощью алгоритмов нечеткого поиска. Результаты поиска можно уточнить с помощью фильтров.
Инструменты X-Compliance позволяют автоматизировать рутинные процессы комплаенс-проверок и оценки риска. Использование встроенных технологий существенно снижает трудозатраты, а также минимизирует возможные ошибки.
Массовая проверка позволяет оперативно получать информацию и оценивать риски по большому количеству лиц и объектов.
Выбранные объекты и лица можно ставить на мониторинг для оперативного отслеживания изменений в части санкционных рисков и статуса публичных должностных лиц.
Правила внутреннего контроля и рисковые политики организаций могут предусматривать проверку клиентов или контрагентов по внутренним рисковым спискам. Их можно загрузить в X-Compliance для комплексной комплаенс-проверки наряду с предустановленными в системе списками.
Факт проверки лица или объекта с указанием даты и времени возможно документально зафиксировать, выгрузив соответствующий отчет.
Проверка предоставленных клиентом данных о налоговом номере (TIN) на непротиворечивость необходима в рамках требований стандартов по автоматизированному обмену налоговой информацией.
Оценка деловой репутации клиента обязательна для исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, но актуальна также и для проверок в других целях. Негативная репутация может говорить о разных видах потенциальных рисков: например, финансовых, правовых и других.