Оценка уровня риска клиентов и контрагентов

Оценка уровня риска – процедура по определению вероятности реализации комплаенс-риска в зависимости от характеристик клиента или контрагента. На уровень риска может влиять множество факторов, включая совпадение с определенными категориями лиц, связь с определенными юрисдикциями, особенности деятельности и другие факторы.

ВОЗМОЖНОСТИ / Оценка уровня риска клиентов и контрагентов

Автоматическая оценка уровня риска клиентов и контрагентов в X-Compliance работает по принципу "светофора".

Все российские юридические лица и индивидуальные предприниматели проходят проверку признакам повышенного уровня риска. Это более 100 признаков по юридическим лицам и более 50 — по ИП.

На основе таких признаков рассчитывается индекс уровня риска, который пользователь может настроить самостоятельно в зависимости от актуальных для него рисков согласно правилам внутреннего контроля или рисковой политики компании.

В X-Compliance доступны 4 предустановленных шаблона по разным сферам комплаенс-рисков:

  • комплаенс-проверка;
  • оценка риска в сфере ПОД/ФТ;
  • санкционные, негативные и ограничительные списки;
  • оценка коррупционного риска.

Пользователь может создать свой собственный шаблон на основе предустановленных:

  • определить количество уровней риска и их границы;
  • включить интересующие признаки;
  • настроить признаки и задать для них веса;
  • объединить признаки в группы;
  • создать собственные признаки на основе пользовательских реестров.

Результат такой настройки — профиль комплаенс-рисков, который можно применять к реальным клиентам и контрагентам для автоматической оценки уровня риска по ним.

ВОЗМОЖНОСТИ X-COMPLIANCE

  • В рамках антиотмывочного законодательства субъекты 115-ФЗ обязаны выполнять целый комплекс мер, в том числе – идентифицировать клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, оценивать уровень риска клиентов, фиксировать, обновлять и хранить информацию, составлять и направлять отчетность.

  • В рамках процедуры идентификации банки и другие субъекты 115-ФЗ должны установить определенные сведения о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, а также подтвердить достоверность этих сведений. Одна из основных задач этого процесса — предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма.

  • Публичные должностные лица (РПДЛ, ИПДЛ, МПДЛ) могут занимать высокопоставленные должности или выполнять публичные функции. Они могут использовать свое положение в преступных целях, поэтому организации уделяют повышенное внимание операциям таких клиентов, а также операциям их супругов и близких родственников.

  • Субъекты 115-ФЗ обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов как на основании данных непосредственно от клиента, так и полученных самостоятельно. Также в рамках ПОД/ФТ компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарах и актуализировать эти сведения.

  • Страновой риск зависит от того, в какой юрисдикции зарегистрирован или находится клиент или связанные с ним лица, например, бенефициары или контрагенты. Проверять юрисдикции и территории можно на предмет несоблюдения стандартов в сфере ПОД/ФТ, санкционных рисков, налогового законодательства, наличия признаков офшорных зон и по другим параметрам.

  • Законодательство может предусматривать получение лицензии для определенных видов деятельности. Как правило, получение лицензии сопровождается соблюдением ряда требований, например, к капиталу, оборудованию или квалификации персонала. В некоторых случаях проверка лицензий может быть обязательной для контрагентов — в частности, такие положения установлены и антиотмывочным российским законодательством.

  • В рамках санкций и иных ограничительных мер (например, в рамках законодательства по ПОД/ФТ) международными организациями и отдельными государствами составляются санкционные и негативные списки – перечни с данными конкретных физических и юридических лиц, в отношении которых действуют ограничения.

  • Оценка комплаенс–рисков может быть необходима не только для проверки непосредственно клиента или контрагента, но и связанных с ним лиц. Дополнительная информация рисках в окружении проверяемого лица поможет грамотно выстроить работу с ним.

  • Умный поиск позволяет осуществлять проверки по всем лицам и объектам в одной поисковой строке с использованием различных параметров, выявлять неточные совпадения с помощью алгоритмов нечеткого поиска. Результаты поиска можно уточнить с помощью фильтров.

  • Инструменты X-Compliance позволяют автоматизировать рутинные процессы комплаенс-проверок и оценки риска. Использование встроенных технологий существенно снижает трудозатраты, а также минимизирует возможные ошибки.

  • Массовая проверка позволяет оперативно получать информацию и оценивать риски по большому количеству лиц и объектов.

  • Выбранные объекты и лица можно ставить на мониторинг для оперативного отслеживания изменений в части санкционных рисков и статуса публичных должностных лиц.

  • Правила внутреннего контроля и рисковые политики организаций могут предусматривать проверку клиентов или контрагентов по внутренним рисковым спискам. Их можно загрузить в X-Compliance для комплексной комплаенс-проверки наряду с предустановленными в системе списками.

  • Факт проверки лица или объекта с указанием даты и времени возможно документально зафиксировать, выгрузив соответствующий отчет.

  • Проверка предоставленных клиентом данных о налоговом номере (TIN) на непротиворечивость необходима в рамках требований стандартов по автоматизированному обмену налоговой информацией.

  • Оценка деловой репутации клиента обязательна для исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, но актуальна также и для проверок в других целях. Негативная репутация может говорить о разных видах потенциальных рисков: например, финансовых, правовых и других.

  • Попробуйте в действии возможности X-Compliance для ПОД/ФТ, выявления санкционных рисков и противодействия коррупции

    Настоящим даю свое согласие АО «Финмаркет» на обработку, в том числе сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, моих персональных данных, перечисленных в настоящей форме, с целью предоставления мне демодоступа к сетевому изданию «X-Compliance» и направления мне рекламных и информационных материалов о продуктах и услугах компаний группы «Интерфакс».

    Данное согласие действует бессрочно и может быть в любой момент отозвано по письменному уведомлению на адрес АО «Финмаркет» : 127006, Москва, ул. 1-ая Тверская-Ямская, д. 2, стр. 1, комната 2411.