Списки государств и территорий для оценки странового риска

Страновой риск зависит от того, в какой юрисдикции зарегистрирован или находится клиент или связанные с ним лица, например, бенефициары или контрагенты. Проверять юрисдикции и территории можно на предмет несоблюдения стандартов в сфере ПОД/ФТ, санкционных рисков, налогового законодательства, наличия признаков офшорных зон и по другим параметрам.

ВОЗМОЖНОСТИ / Списки государств и территорий для оценки странового риска

Клиент или контрагент может представлять повышенный риск, если его деятельность как-либо связана с рисковыми юрисдикциями.

В X-Compliance можно проверить, находится ли страна/территория в перечнях, влияющих на оценку странового риска:

В карточках физических и юридических лиц, морских и воздушных судов страновой риск проверяется автоматически:

  • для физических лиц — по стране гражданства;
  • для юридических лиц — по стране регистрации/местонахождения/гражданства учредителя, совладельца и бенефициара;
  • для морских и воздушных судов — по стране регистрации/флага.

Основные списки странового риска:

  • Международные санкции – Резолюции Совета Безопасности ООН.
  • Специальные экономические меры и принудительные меры РФ.
  • Перечень государств/территорий, которые не выполняют рекомендаций ФАТФ.
  • Перечни государств/территорий – офшорных зон (по данным Минфина России и ЦБ РФ).
  • Перечень государств/территорий, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ (ФНС России).
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2022 №209.
Дополнительно в X-Compliance могут присутствовать любые другие списки странового риска.Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах"Постановление Совмина РБ от 06.04.2022 № 209 "О перечне иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц"

ВОЗМОЖНОСТИ X-COMPLIANCE

  • В рамках антиотмывочного законодательства субъекты 115-ФЗ обязаны выполнять целый комплекс мер, в том числе – идентифицировать клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, оценивать уровень риска клиентов, фиксировать, обновлять и хранить информацию, составлять и направлять отчетность.

  • В рамках процедуры идентификации банки и другие субъекты 115-ФЗ должны установить определенные сведения о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, а также подтвердить достоверность этих сведений. Одна из основных задач этого процесса — предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма.

  • Публичные должностные лица (РПДЛ, ИПДЛ, МПДЛ) могут занимать высокопоставленные должности или выполнять публичные функции. Они могут использовать свое положение в преступных целях, поэтому организации уделяют повышенное внимание операциям таких клиентов, а также операциям их супругов и близких родственников.

  • Субъекты 115-ФЗ обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов как на основании данных непосредственно от клиента, так и полученных самостоятельно. Также в рамках ПОД/ФТ компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарах и актуализировать эти сведения.

  • Законодательство может предусматривать получение лицензии для определенных видов деятельности. Как правило, получение лицензии сопровождается соблюдением ряда требований, например, к капиталу, оборудованию или квалификации персонала. В некоторых случаях проверка лицензий может быть обязательной для контрагентов — в частности, такие положения установлены и антиотмывочным российским законодательством.

  • Оценка уровня риска – процедура по определению вероятности реализации комплаенс-риска в зависимости от характеристик клиента или контрагента. На уровень риска может влиять множество факторов, включая совпадение с определенными категориями лиц, связь с определенными юрисдикциями, особенности деятельности и другие факторы.

  • В рамках санкций и иных ограничительных мер (например, в рамках законодательства по ПОД/ФТ) международными организациями и отдельными государствами составляются санкционные и негативные списки – перечни с данными конкретных физических и юридических лиц, в отношении которых действуют ограничения.

  • Оценка комплаенс–рисков может быть необходима не только для проверки непосредственно клиента или контрагента, но и связанных с ним лиц. Дополнительная информация рисках в окружении проверяемого лица поможет грамотно выстроить работу с ним.

  • Оценка деловой репутации клиента обязательна для исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, но актуальна также и для проверок в других целях. Негативная репутация может говорить о разных видах потенциальных рисков: например, финансовых, правовых и других.

  • Попробуйте в действии возможности X-Compliance для ПОД/ФТ, выявления санкционных рисков и противодействия коррупции

    Настоящим даю свое согласие АО «Финмаркет» на обработку, в том числе сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, моих персональных данных, перечисленных в настоящей форме, с целью предоставления мне демодоступа к сетевому изданию «X-Compliance» и направления мне рекламных и информационных материалов о продуктах и услугах компаний группы «Интерфакс».

    Данное согласие действует бессрочно и может быть в любой момент отозвано по письменному уведомлению на адрес АО «Финмаркет» : 127006, Москва, ул. 1-ая Тверская-Ямская, д. 2, стр. 1, комната 2411.