Списки государств и территорий для оценки странового риска
Страновой риск зависит от того, в какой юрисдикции зарегистрирован или находится клиент или связанные с ним лица, например, бенефициары или контрагенты. Проверять юрисдикции и территории можно на предмет несоблюдения стандартов в сфере ПОД/ФТ, санкционных рисков, налогового законодательства, наличия признаков офшорных зон и по другим параметрам.
Клиент или контрагент может представлять повышенный риск, если его деятельность как-либо связана с рисковыми юрисдикциями.
В X-Compliance можно проверить, находится ли страна/территория в перечнях, влияющих на оценку странового риска:
- Поиск стран по наименованиям и ISO-кодам.
- Карточка страны: данные о стране (наименования, ISO-коды), категории риска и списки странового риска.
- Совпадения с загруженными пользовательскими реестрами.
- Массовая загрузка и проверка данных по странам.
- Формирование отчетов с данными по странам в форматах PDF и XLSX.
В карточках физических и юридических лиц, морских и воздушных судов страновой риск проверяется автоматически:
- для физических лиц — по стране гражданства;
- для юридических лиц — по стране регистрации/местонахождения/гражданства учредителя, совладельца и бенефициара;
- для морских и воздушных судов — по стране регистрации/флага.
Основные списки странового риска:
- Международные санкции – Резолюции Совета Безопасности ООН.
- Специальные экономические меры и принудительные меры РФ.
- Перечень государств/территорий, которые не выполняют рекомендаций ФАТФ.
- Перечни государств/территорий – офшорных зон (по данным Минфина России и ЦБ РФ).
- Перечень государств/территорий, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ (ФНС России).
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2022 №209.
ВОЗМОЖНОСТИ X-COMPLIANCE
В рамках антиотмывочного законодательства субъекты 115-ФЗ обязаны выполнять целый комплекс мер, в том числе – идентифицировать клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, оценивать уровень риска клиентов, фиксировать, обновлять и хранить информацию, составлять и направлять отчетность.
В рамках процедуры идентификации банки и другие субъекты 115-ФЗ должны установить определенные сведения о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, а также подтвердить достоверность этих сведений. Одна из основных задач этого процесса — предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма.
Публичные должностные лица (РПДЛ, ИПДЛ, МПДЛ) могут занимать высокопоставленные должности или выполнять публичные функции. Они могут использовать свое положение в преступных целях, поэтому организации уделяют повышенное внимание операциям таких клиентов, а также операциям их супругов и близких родственников.
Субъекты 115-ФЗ обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов как на основании данных непосредственно от клиента, так и полученных самостоятельно. Также в рамках ПОД/ФТ компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарах и актуализировать эти сведения.
Законодательство может предусматривать получение лицензии для определенных видов деятельности. Как правило, получение лицензии сопровождается соблюдением ряда требований, например, к капиталу, оборудованию или квалификации персонала. В некоторых случаях проверка лицензий может быть обязательной для контрагентов — в частности, такие положения установлены и антиотмывочным российским законодательством.
Оценка уровня риска – процедура по определению вероятности реализации комплаенс-риска в зависимости от характеристик клиента или контрагента. На уровень риска может влиять множество факторов, включая совпадение с определенными категориями лиц, связь с определенными юрисдикциями, особенности деятельности и другие факторы.
В рамках санкций и иных ограничительных мер (например, в рамках законодательства по ПОД/ФТ) международными организациями и отдельными государствами составляются санкционные и негативные списки – перечни с данными конкретных физических и юридических лиц, в отношении которых действуют ограничения.
Оценка комплаенс–рисков может быть необходима не только для проверки непосредственно клиента или контрагента, но и связанных с ним лиц. Дополнительная информация рисках в окружении проверяемого лица поможет грамотно выстроить работу с ним.
Оценка деловой репутации клиента обязательна для исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, но актуальна также и для проверок в других целях. Негативная репутация может говорить о разных видах потенциальных рисков: например, финансовых, правовых и других.