Проверка по санкционным перечням и негативным спискам

В рамках санкций и иных ограничительных мер (например, в рамках законодательства по ПОД/ФТ) международными организациями и отдельными государствами составляются санкционные и негативные списки – перечни с данными конкретных физических и юридических лиц, в отношении которых действуют ограничения.

ВОЗМОЖНОСТИ / Проверка по санкционным перечням и негативным спискам

Санкции вводятся множеством государств, на уровне одной страны может существовать несколько санкционных списков по различным направлениям ограничений. Источники данных по этим спискам представлены на разных сайтах, в разных форматах, обновляются каждый в своем режиме и требуют постоянного мониторинга, особенно — с ростом масштабов санкций.

X-Compliance объединяет данные из различных санкционных, негативных списков и списков наблюдения в единые профили физических лиц, организаций, товаров, морских и воздушных судов, стран/территорий.

Основные санкционные и негативные списки:

Россия:

  • Росфинмониторинг;
  • Специальные экономические меры.

США:

  • OFAC.

Евросоюз:

  • The Restrictive measures (sanctions) in force.

Великобритания:

  • HM Treasury;
  • UK sanctions list.

ООН:

  • UN Sanctions.

Прочие списки:

  • Перечень лиц, в отношении которых введены персональные санкции (МИД РФ);
  • ISN (USA);
  • BIS (USA);
  • DDTC (USA);
  • The EU Air Safety List (EU);
  • DFATD (Canada);
  • SECO (Switzerland);
  • Japanese finance ministry sanctions (Japan);
  • DFAT (Australia);
  • List of persons and entities subject to sanctions (Poland);
  • List of Targets of Countermeasures and Sanctions of the MFA (China);
  • NSDC (Ukraine) Special Economic and Other Restrictive Measures (Sanctions).

Основные списки наблюдения:

Российские списки:

  • Реестр лиц, осуществивших неправомерные действия по использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (ЦБ РФ);
  • Перечень аннулированных аттестатов специалистов финансового рынка в связи с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынка (ЦБ РФ);
  • Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке (ЦБ РФ);
  • Реестр иностранных агентов и другие списки Минюста РФ;
  • Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (Правительство РФ);
  • Перечень иностранных лиц, осуществляющих деятельность в сети "Интернет" на территории Российской Федерации (Роскомнадзор);
  • Перечни лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, в том числе электронных денежных средств, по поручению физического лица при проведении лотерей и азартных игр (ФНС РФ).

Глобальные списки:

  • Wanted Persons (Interpol “Red Notices”);
  • CAATSA Section 231(e) Defense and Intelligence Sectors of the Government of the Russian Federation.
Дополнительно в X-Compliance могут присутствовать любые другие санкционные и негативные списки.Дополнительно в X-Compliance могут присутствовать любые другие списки наблюдения.

ВОЗМОЖНОСТИ X-COMPLIANCE

  • В рамках антиотмывочного законодательства субъекты 115-ФЗ обязаны выполнять целый комплекс мер, в том числе – идентифицировать клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, оценивать уровень риска клиентов, фиксировать, обновлять и хранить информацию, составлять и направлять отчетность.

  • В рамках процедуры идентификации банки и другие субъекты 115-ФЗ должны установить определенные сведения о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, а также подтвердить достоверность этих сведений. Одна из основных задач этого процесса — предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма.

  • Публичные должностные лица (РПДЛ, ИПДЛ, МПДЛ) могут занимать высокопоставленные должности или выполнять публичные функции. Они могут использовать свое положение в преступных целях, поэтому организации уделяют повышенное внимание операциям таких клиентов, а также операциям их супругов и близких родственников.

  • Субъекты 115-ФЗ обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов как на основании данных непосредственно от клиента, так и полученных самостоятельно. Также в рамках ПОД/ФТ компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарах и актуализировать эти сведения.

  • Страновой риск зависит от того, в какой юрисдикции зарегистрирован или находится клиент или связанные с ним лица, например, бенефициары или контрагенты. Проверять юрисдикции и территории можно на предмет несоблюдения стандартов в сфере ПОД/ФТ, санкционных рисков, налогового законодательства, наличия признаков офшорных зон и по другим параметрам.

  • Законодательство может предусматривать получение лицензии для определенных видов деятельности. Как правило, получение лицензии сопровождается соблюдением ряда требований, например, к капиталу, оборудованию или квалификации персонала. В некоторых случаях проверка лицензий может быть обязательной для контрагентов — в частности, такие положения установлены и антиотмывочным российским законодательством.

  • Оценка уровня риска – процедура по определению вероятности реализации комплаенс-риска в зависимости от характеристик клиента или контрагента. На уровень риска может влиять множество факторов, включая совпадение с определенными категориями лиц, связь с определенными юрисдикциями, особенности деятельности и другие факторы.

  • Оценка комплаенс–рисков может быть необходима не только для проверки непосредственно клиента или контрагента, но и связанных с ним лиц. Дополнительная информация рисках в окружении проверяемого лица поможет грамотно выстроить работу с ним.

  • Санкции — специальные ограничительные меры невоенного характера, которые международные организации или отдельные юрисдикции могут использовать для принуждения определенных лиц изменить проводимую политику. Санкции могут быть персональными, торговыми или экономическими. Среди целей санкций выделяют защиту национальных интересов, международной безопасности, прав человека.

  • Санкционный риск может распространяться не только на прямых фигурантов списков, но и в случае применения определенных принципов владения и контроля, в частности – "Правила 50%". Вследствие этого правила увеличивается количество компаний под санкционным риском, а также расширяется и усложняется состав самих рисков.

  • Торговые ограничения/эмбарго – отдельная обширная сфера рисков. Она затрагивает товары двойного и военного назначения, промышленные товары, товары роскоши и другие категории. По сравнению с перечнями физических, юридических лиц, морских и воздушных — фигурантов санкций, данные по подсанкционным товарам, как правило, гораздо более разрозненны и неоднородны.

  • Морские и воздушные суда наряду с отдельными физическими и юридическими лицами могут попадать под санкции. Ограничения могут включать в себя запрет на вход в порты, обслуживание судна, перевалку с судна на судно определенных товаров и другие меры.

  • Санкционные риски могут возникать в рамках сделок с ценными бумагами компаний, которые являются фигурантами санкционных списков. Эти риски зависят от множества параметров, включая тип ценных бумаг и вид наложенных ограничений. На выявление ценных бумаг с санкционными рисками влияет и "Правило 50%", которое может распространяться на отдельные компании.

  • В Российской Федерации предусмотрены механизмы для применения принудительных мер на основании резолюций Совбеза ООН, а также для введения собственных запретов и ограничений. К последним относятся специальные экономические меры и контрсанкции, которые могут применяться в ответ на международно-противоправные деяния либо недружественные действия иностранных государств.

  • Оценка деловой репутации клиента обязательна для исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, но актуальна также и для проверок в других целях. Негативная репутация может говорить о разных видах потенциальных рисков: например, финансовых, правовых и других.

  • Попробуйте в действии возможности X-Compliance для ПОД/ФТ, выявления санкционных рисков и противодействия коррупции

    Настоящим даю свое согласие АО «Финмаркет» на обработку, в том числе сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, моих персональных данных, перечисленных в настоящей форме, с целью предоставления мне демодоступа к сетевому изданию «X-Compliance» и направления мне рекламных и информационных материалов о продуктах и услугах компаний группы «Интерфакс».

    Данное согласие действует бессрочно и может быть в любой момент отозвано по письменному уведомлению на адрес АО «Финмаркет» : 127006, Москва, ул. 1-ая Тверская-Ямская, д. 2, стр. 1, комната 2411.