Генеральные лицензии OFAC США
При оценке санкционных рисков важно учитывать не только ограничения, но и возможные исключения из них. Некоторые операции, запрещенные санкциями OFAC (США), могут быть разрешены в рамках генеральных (общих) лицензий. Эти лицензии охватывают широкий круг ситуаций и регулярно обновляются, что делает их учет важным при проведении комплаенс-проверок.
В X-Compliance доступны данные о действующих генеральных лицензиях (general licenses), опубликованных Управлением по контролю за иностранными активами (OFAC, США).
Особенности общих лицензий в рамках санкций OFAC:
- предназначены для широкого круга лиц и публикуются в открытых источниках;
- представлены в виде отдельных документов, не включены в состав данных санкционных списков;
- часто не содержат полной идентификационной информации о фигурантах санкций;
- обновляются как при изменении в сроках действия, так и в условиях применения.
Как работает проверка наличия санкционных лицензий в X-Compliance:
- Для выявления совпадений данных лиц/объектов с санкционными списками нужно воспользоваться единой поисковой строкой.
- В карточках физических лиц, организаций и морских и воздушных судов представлен отдельный раздел "Санкционные лицензии", где отображаются: название и номер лицензии, краткое описание, ссылка на первоисточник, даты начала и окончания действия лицензии, дополнительная информация.
- Информация о санкционных лицензиях доступна в отчетах, формируемых при разовой или массовой проверке.
ВОЗМОЖНОСТИ X-COMPLIANCE
Санкции — специальные ограничительные меры невоенного характера, которые международные организации или отдельные юрисдикции могут использовать для принуждения определенных лиц изменить проводимую политику. Санкции могут быть персональными, торговыми или экономическими. Среди целей санкций выделяют защиту национальных интересов, международной безопасности, прав человека.
В рамках санкций и иных ограничительных мер (например, в рамках законодательства по ПОД/ФТ) международными организациями и отдельными государствами составляются санкционные и негативные списки – перечни с данными конкретных физических и юридических лиц, в отношении которых действуют ограничения.
Санкционный риск может распространяться не только на прямых фигурантов списков, но и в случае применения определенных принципов владения и контроля, в частности – "Правила 50%". Вследствие этого правила увеличивается количество компаний под санкционным риском, а также расширяется и усложняется состав самих рисков.
Торговые ограничения/эмбарго – отдельная обширная сфера рисков. Она затрагивает товары двойного и военного назначения, промышленные товары, товары роскоши и другие категории. По сравнению с перечнями физических, юридических лиц, морских и воздушных — фигурантов санкций, данные по подсанкционным товарам, как правило, гораздо более разрозненны и неоднородны.
Морские и воздушные суда наряду с отдельными физическими и юридическими лицами могут попадать под санкции. Ограничения могут включать в себя запрет на вход в порты, обслуживание судна, перевалку с судна на судно определенных товаров и другие меры.
В Российской Федерации предусмотрены механизмы для применения принудительных мер на основании резолюций Совбеза ООН, а также для введения собственных запретов и ограничений. К последним относятся специальные экономические меры и контрсанкции, которые могут применяться в ответ на международно-противоправные деяния либо недружественные действия иностранных государств.
Оценка комплаенс–рисков может быть необходима не только для проверки непосредственно клиента или контрагента, но и связанных с ним лиц. Дополнительная информация рисках в окружении проверяемого лица поможет грамотно выстроить работу с ним.