Возможные связи с юридическими и физическими лицами

Оценка комплаенс–рисков может быть необходима не только для проверки непосредственно клиента или контрагента, но и связанных с ним лиц. Дополнительная информация рисках в окружении проверяемого лица поможет грамотно выстроить работу с ним.

ВОЗМОЖНОСТИ / Возможные связи с юридическими и физическими лицами

Проверка возможных связей с юридическими и физическими лицами актуальна для оценки рисков, связанных с потенциальным конфликтом интересов при наличии у лица статуса публичного должностного лица (ПДЛ) или его близкого окружения, а также санкционных рисков.

X-Compliance дает возможность проанализировать возможные связи клиента или контрагента:

Для физических лиц:

  • близкое окружение ПДЛ;
  • компании, в которых физическое лицо может являться руководителем/учредителем.

Для юридических лиц:

  • связанные лица проверяются на совпадение с рисковыми категориями X-Compliance (ПДЛ и их близкое окружение, фигуранты санкционных списков и списков наблюдения).

Проверка совпадений происходит по:

  • руководителям и связанным с ними компаниям;
  • владельцам и бенефициарам;
  • предполагаемым контрагентам.

Для связанных российских юридических лиц по заданному пользователем шаблону просчитывается индекс уровня риска.

ВОЗМОЖНОСТИ X-COMPLIANCE

  • В рамках антиотмывочного законодательства субъекты 115-ФЗ обязаны выполнять целый комплекс мер, в том числе – идентифицировать клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, оценивать уровень риска клиентов, фиксировать, обновлять и хранить информацию, составлять и направлять отчетность.

  • В рамках процедуры идентификации банки и другие субъекты 115-ФЗ должны установить определенные сведения о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, а также подтвердить достоверность этих сведений. Одна из основных задач этого процесса — предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма.

  • Публичные должностные лица (РПДЛ, ИПДЛ, МПДЛ) могут занимать высокопоставленные должности или выполнять публичные функции. Они могут использовать свое положение в преступных целях, поэтому организации уделяют повышенное внимание операциям таких клиентов, а также операциям их супругов и близких родственников.

  • Субъекты 115-ФЗ обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов как на основании данных непосредственно от клиента, так и полученных самостоятельно. Также в рамках ПОД/ФТ компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарах и актуализировать эти сведения.

  • Страновой риск зависит от того, в какой юрисдикции зарегистрирован или находится клиент или связанные с ним лица, например, бенефициары или контрагенты. Проверять юрисдикции и территории можно на предмет несоблюдения стандартов в сфере ПОД/ФТ, санкционных рисков, налогового законодательства, наличия признаков офшорных зон и по другим параметрам.

  • Законодательство может предусматривать получение лицензии для определенных видов деятельности. Как правило, получение лицензии сопровождается соблюдением ряда требований, например, к капиталу, оборудованию или квалификации персонала. В некоторых случаях проверка лицензий может быть обязательной для контрагентов — в частности, такие положения установлены и антиотмывочным российским законодательством.

  • Оценка уровня риска – процедура по определению вероятности реализации комплаенс-риска в зависимости от характеристик клиента или контрагента. На уровень риска может влиять множество факторов, включая совпадение с определенными категориями лиц, связь с определенными юрисдикциями, особенности деятельности и другие факторы.

  • В рамках санкций и иных ограничительных мер (например, в рамках законодательства по ПОД/ФТ) международными организациями и отдельными государствами составляются санкционные и негативные списки – перечни с данными конкретных физических и юридических лиц, в отношении которых действуют ограничения.

  • Санкции — специальные ограничительные меры невоенного характера, которые международные организации или отдельные юрисдикции могут использовать для принуждения определенных лиц изменить проводимую политику. Санкции могут быть персональными, торговыми или экономическими. Среди целей санкций выделяют защиту национальных интересов, международной безопасности, прав человека.

  • Санкционный риск может распространяться не только на прямых фигурантов списков, но и в случае применения определенных принципов владения и контроля, в частности – "Правила 50%". Вследствие этого правила увеличивается количество компаний под санкционным риском, а также расширяется и усложняется состав самих рисков.

  • Торговые ограничения/эмбарго – отдельная обширная сфера рисков. Она затрагивает товары двойного и военного назначения, промышленные товары, товары роскоши и другие категории. По сравнению с перечнями физических, юридических лиц, морских и воздушных — фигурантов санкций, данные по подсанкционным товарам, как правило, гораздо более разрозненны и неоднородны.

  • Морские и воздушные суда наряду с отдельными физическими и юридическими лицами могут попадать под санкции. Ограничения могут включать в себя запрет на вход в порты, обслуживание судна, перевалку с судна на судно определенных товаров и другие меры.

  • Санкционные риски могут возникать в рамках сделок с ценными бумагами компаний, которые являются фигурантами санкционных списков. Эти риски зависят от множества параметров, включая тип ценных бумаг и вид наложенных ограничений. На выявление ценных бумаг с санкционными рисками влияет и "Правило 50%", которое может распространяться на отдельные компании.

  • В Российской Федерации предусмотрены механизмы для применения принудительных мер на основании резолюций Совбеза ООН, а также для введения собственных запретов и ограничений. К последним относятся специальные экономические меры и контрсанкции, которые могут применяться в ответ на международно-противоправные деяния либо недружественные действия иностранных государств.

  • Оценка деловой репутации клиента обязательна для исполнения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, но актуальна также и для проверок в других целях. Негативная репутация может говорить о разных видах потенциальных рисков: например, финансовых, правовых и других.

  • Попробуйте в действии возможности X-Compliance для ПОД/ФТ, выявления санкционных рисков и противодействия коррупции

    Настоящим даю свое согласие АО «Финмаркет» на обработку, в том числе сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, моих персональных данных, перечисленных в настоящей форме, с целью предоставления мне демодоступа к сетевому изданию «X-Compliance» и направления мне рекламных и информационных материалов о продуктах и услугах компаний группы «Интерфакс».

    Данное согласие действует бессрочно и может быть в любой момент отозвано по письменному уведомлению на адрес АО «Финмаркет» : 127006, Москва, ул. 1-ая Тверская-Ямская, д. 2, стр. 1, комната 2411.