Актуальные вопросы применения действующего противолегализационного законодательства на примере норм, касающихся запретов на осуществление операций
Фото: Shutterstock
Основополагающим нормативно-правовым актом в противолегализационной сфере является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – 115-ФЗ). Несмотря на то, что закону около 18 лет, ряд его норм при практическом применении вызывают вопросы. Рассмотрим один из наиболее показательных примеров того, как, казалось бы, основополагающие нормы могут быть прочтены и интерпретированы совершенно по-разному.
В соответствии с положениями 115-ФЗ замораживание (блокирование) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг – это адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.
При применении мер по замораживанию (блокированию) кредитные организации руководствуются пп.6 п.1 статьи 7 115-ФЗ, в соответствии с которым применяют меры по замораживанию (блокированию) в двух случаях:
- если на официальном сайте уполномоченного органа размещена информация о включении лица (как физического, так и юридического) в перечень организаций или физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- если на официальном сайте уполномоченного органа в отношении лица размещено решение о применении мер по замораживанию (блокированию) его денежных средств или иного имущества при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, но при наличии достаточных оснований подозревать его причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).
Исключения, касающиеся ситуаций, в которых банки не применяют меры по замораживанию (блокированию) также четко регламентированы.
Так, руководствуясь пп.6 п.1 статьи 7 115-ФЗ кредитные организации не применяют меры по замораживанию (блокированию) в случаях, когда физическое лицо, включенное в перечень, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода:
- получает и расходует заработную плату (в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи);
- осуществляет операции, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по своим обязательствам;
- осуществляет (в порядке, установленном п. 10 статьи 7 115-ФЗ) операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем 10 000 рублей, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.
Одновременно с указанным (пп.10 статьи 7 115-ФЗ) кредитные организации обязаны приостановить операцию, хотя бы одной из сторон по которой являются:
- юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию), либо лицо (как физическое, так и юридическое), действующее от имени или по указанию таких организации или лица;
- физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пп. 3 п. 2.4 статьи 6 115-ФЗ (то есть осуществляющее операции, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем 10 000 рублей, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у лица до включения его в указанный перечень).
Приостановлению не подлежат операции по зачислению денежных средств, поступивших на счет.
Как видно из указанного, нормы 115-ФЗ не описывают порядок действий кредитных организаций в случае поступления денежных средств на счет физического или юридического лица, в отношении которого банком уже применены меры по замораживанию (блокированию) в случае, когда соответствующее физическое лицо не относится к категории лиц, указанных в п.2.4 статьи 6 115-ФЗ (которое вправе в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, осуществлять определенные указанным п.2.4 виды операций).
При дословном прочтении норм закона возникает возможность интерпретации соответствующих положений.
В частности, возникает вопрос: а вправе ли кредитная организация осуществить зачисление средств, поступивших на счет указанного лица с последующим незамедлительным принятием мер по блокированию (замораживанию) этих средств несмотря на то, что положения 115-ФЗ не содержат сценария, согласно которому зачисление денежных средств, поступивших на счет соответствующего лица, является допустимым исключением?
Или же верно полагать, что подобное зачисление будет являться нарушением положений закона, в соответствии с которыми блокирование (замораживание) представляет собой запрет осуществлять операции, и, соответственно, осуществление зачисления поступивших средств будет являться осуществлением операции с последующим блокированием (замораживанием)?
Действующее законодательство не дает однозначного ответа на поставленные вопросы.
Однако если абстрагироваться от непосредственных дословных формулировок закона и ориентироваться на саму природу установленных требований, то наиболее логичным видится подход, при котором кредитная организация осуществит операцию по зачислению денежных средств на счет клиента с последующим замораживанием (блокированием) и информированием уполномоченного органа.
Такой подход, по мнению автора, в наибольшей степени будет соответствовать рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Известно, что рекомендации ФАТФ являются основой для всех стран в достижении общей цели – блокировать отмывание преступных доходов, финансирование терроризма и финансирования оружия массового уничтожения. Одной из основополагающих рекомендаций Группы является рекомендация о замораживании и конфискации активов, принадлежащих террористам. Так, Группа призывает страны предпринимать необходимые меры и незамедлительно замораживать денежные средства и другие активы, находящиеся в распоряжении террористов, лиц, осуществляющих финансирование террористической деятельности, а также террористических организаций.
В рассматриваемом случае можно предположить, что отказ в проведении операции по зачислению средств на счет лица, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию), будет по сути противоречить рекомендациям ФАТФ относительно замораживания и конфискации собственности, приобретенной или предназначенной для финансирования терроризма, террористических актов или террористических организаций.