НОВЫЙ КОАП: ОБЗОР МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ПОД/ФТ
Фото: Shutterstock
Предпосылки принятия нового КоАП
Минюст обнародовал обновленный проект Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), направленный на гуманизацию этой сферы наказаний.
Документ размещен на портале проектов нормативных правовых актов для процедуры повторного публичного обсуждения, которое продлится до конца июля.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что необходимость подготовки документа обусловлена объективной необходимостью как анализа той практики применения, которая сложилась за 17 лет применения КоАП, так и критической оценки эффективности его норм с учетом многочисленных изменений.
В качестве примера наглядного подтверждения обоснованности необходимости такой критической оценки может служить статистика внесенных в КоАП изменений: так с момента вступления документа в силу было принято более 650 федеральных законов, которыми в КоАП внесено уже свыше 4 800 изменений.
Необходимость пересмотра норм действующего КоАП обусловлена также и потребностью регулярного уточнения составов многих административных правонарушений, связанной с продолжающимся процессом развития современной системы федерального законодательства в различных областях.
В новой редакции КоАП сокращены составы административных правонарушений и изменены подходы к назначению наказаний. Также предлагается выделить из действующего КоАП нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, объединив их в рамках Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Предполагается, что результатом соответствующих изменений должна стать стабильность нового правового регулирования отношений в сфере административной ответственности.
Структура нового кодекса
В новый КоАП предлагается включить три раздела: раздел I "Общая часть", раздел II "Особенная часть", раздел III "Субъекты административной юрисдикции".
В Общей части отражены вопросы, касающиеся общих положений. В Особенную часть предлагается включить 36 глав, объединяющих в себе составы административных правонарушений на основе их классификации по видовым объектам противоправного посягательства. В Разделе III перечислены субъекты административной юрисдикции, уполномоченные на возбуждение, рассмотрение и пересмотр дел об административных правонарушениях.
В качестве одного из примеров основных новелл можно привести выделение категорий грубых правонарушений, к которым законопроектом предлагается в том числе отнести административные правонарушения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Нарушения в сфере ПОД/ФТ: что нового?
В новом документе административные правонарушения в сфере финансового рынка содержатся в Главе 30, а составы, связанные с неисполнением требований законодательства в сфере ПОД/ФТ рассмотрены в статье 30.3, состоящей из 10 частей, каждая из которых предусматривает отдельное правонарушение с установленным за него наказанием.
Рассмотрим ключевые из них.
Требования 115-ФЗ: первая часть статьи 30.3 предусматривает вынесение предупреждения для должностных лиц, а также штраф для индивидуальных предпринимателей (ИП) и юрлиц от 20 до 50 тысяч рублей за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ (1) и других связанных с ним документов.
Под данную формулировку будут подпадать все нарушения, за исключением остальных составов, перечисленных в статье 30.3.
Идентификация клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев: вторая часть предусматривает наказание за неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов в части идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.
Состав второй части также распространяется на случаи неисполнения требований подпункта 1.1 пункта 1 статьи 7 закона № 115-ФЗ, в соответствии с которым организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с организацией, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.
За данное правонарушение может быть вынесено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
Репортинг и выявление подозрительных операций: непредставление сведений о подозрительных и подлежащих обязательному контролю операциях или представление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, или не выявление или не фиксрование сведений о подозрительных операциях влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
Порядок и срок представления сведений: часть 4 статьи 30.3 устанавливает ответственность за нарушение порядка и срока представления в уполномоченный орган сведений или информации, предусмотренной 115-ФЗ. Последствия для нарушителя — предупреждение или штраф на должностных лиц от 10 до 40 тысяч рублей; для ИП и юрлиц — от 20 до 50 тысяч рублей. Под данное правонарушение не подпадает состав, предусмотренный частью 6 этой же статьи.
Замораживание (блокирование), приостановление: неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований закона № 115-ФЗ в части блокирования денежных средств или иного имущества, или приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 1 года; на ИП и юрлиц — от 300 до 500 тысяч рублей.
Указанный состав также распространяется на случаи неисполнения либо ненадлежащего исполнения требований в части представления информации о принятых мерах по замораживанию (блокированию) и о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) и о приостановлении операций.
Предоставление информации об операциях и о бенефициаре: непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ИП информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам своих клиентов влечет наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
Помимо этого, предупреждение или наложение штрафа от 50 до 100 тысяч рублей предусмотрено за неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов.
Часть 8 статьи 30.03 проекта нового КоАП предусматривает ответственность за действия/бездействия организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, ИП, повлекшие невозможность проведения уполномоченным или надзорным органом проверок. За данное правонарушение предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на ИП и юрлиц — от 100 до 300 тысяч рублей.
Наконец, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом требований закона № 115-ФЗ и связанных с ним нормативных актов, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда ОД, полученных преступным путем, или ФТ, если эти действия/бездействие не содержат признаков уголовно наказуемого деяния может повлечь за собой штраф на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет и штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или административный запрет деятельности на срок до 30 суток для юрлиц.
Действующее регулирование и особенности конкретизации составов по новому КоАП
Если сравнивать положения новой редакции КоАП с действующим регулированием, то можно сделать вывод о том, что ряд составов были конкретизированы законодателем.
- Несоблюдение требований по идентификации выделено в отдельный состав.
- Вопросы репортинга в сравнении с текущей формулировкой частично уточнены: если действующая редакция статьи 15.27 говорит о непредставлении сведений или о нарушении порядка и сроков, то новый вариант формулировки связан не только с непредставлением сведений, но и с не выявлением и не фиксированием сведений о подозрительных операциях. Суммы штрафов за соответствующие нарушения для должностных лиц увеличены (вместо пороговых значений 10 – 30 тысяч рублей предусмотрен порог в 20 – 40 тысяч рублей). При этом за нарушения порядка и сроков представления информации действующая редакция предусматривает порог в 10 – 30 тысяч рублей для должностных лиц и 50 - 100 тысяч рублей для юридических лиц, в то время как в соответствии с проектом пороговые значения сумм варьируются от 10 до 40 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 50 тысяч рублей для юридических лиц.
- Неисполнение требований в части блокирования (замораживания) по-прежнему повлечет штраф в размере 30 – 40 тысяч рублей для должностных лиц и 300 – 500 тысяч рублей для юридических лиц. Важной особенностью является то, что новая редакция предусматривает также и возможность дисквалификации должностных лиц на срок до года.
- Минимальный порог штрафа для юридических лиц за непредставление в уполномоченный орган по его запросу информации понижен: так, вместо 300 – 500 тысяч рублей новая редакция предусматривает размер штрафа от 100 до 500 тысяч рублей.
- Введены общие меры ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение противолегализационных требований – как видно из формулировки, под действие нормы будут попадать те случаи, которые не конкретизированы специальным образом.
Здесь важно помнить об особенностях текущего регулирования: в частности, о мерах ответственности, установленных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статья 74 которого предусматривает случаи нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней.
В случае нарушения кредитной организацией требований 115-ФЗ Банк России помимо применения мер, предусмотренных частью 1 статьи 74, имеет право взыскивать с кредитной организации штраф в размере до 0,1 процента размера собственных средств (капитала)* кредитной организации, но не менее 100 тысяч рублей.
- Воспрепятствование проверкам в новом КоАП вынесено в отдельную статью, при этом в сравнении с действующим регулированием составы правонарушений, субъектный состав и меры ответственности конкретизированы. В частности, если в статье 15.27 действующей редакции КоАП речь идет исключительно о должностных и о юридических лицах, то новая версия предусматривает штрафные санкции также и для ИП, а состав, помимо воспрепятствованию проверкам и неисполнения предписаний, предусматривает также и нарушение срока исполнения запроса Банка России, предоставление недостоверной информации, нарушение сроков и ненадлежащее исполнение предписания.
- Отдельного внимания с точки зрения выделения составов и пороговых значений штрафов заслуживает статья 30.30 проекта, которая устанавливает меры ответственности за нарушения требований, касающихся обязательного контроля операций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности. Так, например, открытие счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов соответствующим хозяйственным обществам (или обществам, находящимся под их прямым или косвенным контролем), либо заключение с ними договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) кредитными организациями, не соответствующими установленным для этого требованиям законодательства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 тысяч до одного миллиона рублей. А, например, непредставление обществами в уполномоченный орган информации, представление которой предусмотрено Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 213-ФЗ**, а равно непредставление по запросу информации о совершаемых данными обществами операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, об их характере и целях, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.
Статистика
Банк России публикует на своем официальном сайте сообщения о принятых им решениях о привлечении кредитных организаций и их должностных лиц к административной ответственности.
В текущем году ЦБ привлек к ответственности за нарушение законодательства о ПОД/ФТ в соответствии со статьей 15.27 КоАП два юридических лица: ООО "Деньги-займ-" и " Залоговый дом-ломбард". Между тем, в 2019 году таких случаев было 4 — тогда к ответственности были привлечены должностные лица "Дон-Тексбанка", банка "Металлург", "банка Раунд", а также "Дж.П. Морган Банк Интернешнл". При этом ни причины принятия таких решений, ни размеры штрафов не раскрываются.
* Минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации устанавливается в сумме 1 миллиард рублей - для банка с универсальной лицензией; 300 миллионов рублей - для банка с базовой лицензией.
** «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»