ЦБ опубликовал указание о порядке проведения секторальной оценки рисков совершения операций в целях ОД/ФТ
Фото: Shutterstock
ЦБ опубликовал указание (1) о порядке проведения регулятором оценки рисков совершения операций в целях ОД/ФТ по секторам экономической деятельности (секторальная оценка рисков).
Регулятор проводит оценку рисков совершения операций в ОД/ФТ в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ИП, указанных в статьях 5 и 7.1-1 закона № 115-ФЗ (2), регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых в соответствии с законодательством РФ осуществляет ЦБ.
Секторальная оценка рисков проводится структурным подразделением Банка России, задачей которого является нормативное, методическое, организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности ЦБ в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.
При проведении секторальной оценки рисков ЦБ используются результаты национальной оценки рисков совершения операций в целях ОД/ФТ, а также могут учитываться:
- информация по результатам дистанционного мониторинга, получаемая ЦБ в соответствии с пунктом 3 статьи 9.1 закона № 115-ФЗ;
- результаты осуществления ЦБ надзора за исполнением лицами, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых осуществляет ЦБ, требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;
- информация о проведении лицами, регулирование, контроль и надзор в сфере деятельности которых осуществляет ЦБ, операций с денежными средствами или иным имуществом, имеющих запутанный и (или) необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла и (или) очевидной законной цели.
Результатом проведения секторальной оценки рисков ЦБ является отчет о секторальной оценке рисков, утверждаемый председателем ЦБ (лицом, его замещающим) либо по согласованию с председателем регулятора зампредседателя, курирующим в ЦБ вопросы ПОД/ФТ.
Структурное подразделение ЦБ, задачей которого является нормативное, методическое, организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Банка России в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, обеспечивает подготовку на основании утвержденного отчета о секторальной оценке рисков и опубликование в "Вестнике Банка России" и (или) на официальном сайте Банка России в интернете в течение 30 дней со дня его утверждения публичной версии отчета о секторальной оценке рисков.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
"Банк России, опираясь на национальную оценку и результаты своего надзора за финансовыми организациями будет делать выводы в какой части финансовой системы есть риски. Скажем, если в результате национальной оценки риска всему банковскому сектору поставили повышенный риск, Банк России, основываясь на данных надзора, сможет выделить конкретный тип нарушений в финансовых организациях, из-за которых риск ложится на весь сектор. Например, в этом году Банк России обращал внимание делался на использование операций с электронными кошельками в целях незаконной игорной деятельности. Результатом такой секторальной оценки будет являться не только отчет Банка России, но и конкретные рекомендации по снижению риска и, возможно, план действий по исправлению ситуации", — отметил замруководителя НСФР Александр Наумов.
По его словам, механизмы секторальной оценки являются хорошим способом борьбы с дерискингом.
27 октября FATF опубликовала отчет "Непреднамеренные последствия применения стандартов FATF". В нем содержатся результаты проведенного анализа негативных последствий некорректной имплементации юрисдикциями стандартов FATF, в том числе связанных с такими аспектами, как дерискинг, проблемы финансовой доступности, необоснованное блокирование деятельности вследствие неправильного применения стандартов FATF.
В частности, в исследовании FATF говорится о непредвиденных последствиях, связанных с:
- снижением рисков;
- финансовым отчуждением;
- чрезмерным преследованием НКО;
- ограничением прав человека (необходимость сосредоточения внимание на надлежащей правовой процедуре и процессуальных правах).
Под дерискингом понимается "феномен прекращения деятельности финансовых учреждений или ограничение деловых отношений с клиентами или категориями клиентов, для избежания риска, а не управления им, в соответствии с подходом FATF, основанным на оценке риска".
Еще один термин, используемый в отчете FATF дебанкинг или потеря каких-либо финансовых услуг вследствие неправильной модели управления рисками, вместо управления выявленными рисками принимается решение об отказе от обслуживания или операции. В конечном счете дебанкинг фактически означает более узкий доступ к банковским услугам вследствие отказа от обслуживания на основе индивидуальной оценки риска и не способности или не желанию снизить выявленный повышенный риск.
Механизмы управления риском направленные на его снижение являются надлежащим применением риск-ориентированного подхода, продвигаемым FATF, что является основным способом для эффективного выполнение рекомендаций группы.
Снижение рисков непосредственно влияет на увеличение затрат на платежи и концентрации соответствующих банковские услуги, а также услуги денежных переводов. Например, некоммерческие организации могут столкнуться с отложенными и более дорогостоящими транзакциями, а также с некоторыми финансовыми транзакции могут с большей вероятностью происходить за пределами регулируемой финансовой системы в результате снижение рисков.
Недавно вступившие в силу по закону № 230-ФЗ (3) новые критерии обязательного контроля за операциями некоммерческих организаций фактически привели к тотальному контролю всех операций НКО, напоминает Алекандр Наумов.
В законе № 230-ФЗ сделан ряд исключений, но не учтена специфика социально-ориентированных НКО. Банки стали жаловаться регулятору на невозможность выполнения требований по отчетности в Росфинмониторинг в следствие возросшей нагрузки. Сейчас даже операция на 10 рублей в благотворительный фонд, религиозную организацию или платеж за обучение на курсах, в институте, в частной школе попадет под контроль, если учебное заведение создано в форме НКО.
Банк обязан будет собрать информацию по такой операции, а стоимость затрат на процедуры контроля фактически ложится на клиентов. ЦБ ввел мораторий за нарушения при передаче отчетности в Росфинмониторинг до апреля 2021 года, но кардинально решить ситуацию позволит только исправление критериев и процедур контроля в законе.
"Закон № 230-ФЗ не единственный пример дебанкинга за последние 2 года были приняты 4 аналогичных федеральных закона, дополняющих критерии обязательного контроля за ПОД/ФТ или отказа в совершении операций, которые нуждаются в аналогичной корректировке. Возможно, пришла пора задуматься о необходимости дальнейшего существования обязательного контроля по ПОД/ФТ, перейдя на анализ подозрительной деятельности, как это делают в большинстве стран-членов FATF. В любом случае, в таком виде как сейчас он не приносит пользы, а выражается в непомерных затратах на его реализацию и дерискинге и дебанкинге, о которых говорит FATF, и ограничении и подорожании финансовых услуг для населения", — подытожил замруководителя НСФР.
(1) Указание ЦБ от 5 октября 2021 года № 5966-У "О порядке проведения Банком России оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма по секторам экономической деятельности (секторальная оценка рисков)"
(2) Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(3) Федеральный закон от 28 июня 2021 года № 230-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 3-1 Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"