Новое в разделе "Методологическая поддержка участников финансового рынка по вопросам применения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и валютного контроля"
29.08.19 опубликован ответ ДФМиВК от 24.07.2019 № 12-4-5/4777
Запрос от 17.05.2019 № 1084/13
В соответствии с пунктом 2.1 Положения № 499-П (1) в целях идентификации клиента кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, к числу которых относятся данные миграционной карты: номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания в Российской Федерации.
Пунктом 3.1. Положения № 499-П установлено, что все документы и сведения, на основании которых осуществляется идентификация клиента, должны быть действительны на дату их предъявления (получения).
Статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ (2) установлены сроки временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, которые могут быть продлены, в частности, при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 указанного закона.
В пункте 5 статьи 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ указано, что продление патента может осуществляться путем оплаты налога на доходы физических лиц. В данном случае обращение иностранного гражданина в территориальные подразделения ГУ МВД России по вопросам миграции для проставления на миграционной карте отметки о продлении срока своего пребывания в России не требуется. При этом срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который физическим лицом уплачен налог.
В работе Банка часто возникает ситуация, когда иностранный гражданин обращается в Банк, имея в наличии патент и просроченную миграционную карту.
Как следует из Письма Банка России от 11.04.2016 № 12-1-5/810, адресованного в Ассоциацию региональных банков России "Ассоциация "Россия", кредитная организация вправе принять на обслуживание иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случае предъявления указанным физическим лицом действующего патента, при условии предъявления им миграционной карты.
В этой связи возникает вопрос, каким образом кредитная организация должна проверить действительность патента? Следует ли кредитной организации проверять патент на сайте ГУВМ МВД России и отказать иностранному гражданину в обслуживании, если сведения о патенте на сайте ГУВМ МВД России отсутствуют? Входит ли в обязанность кредитной организации запрашивать у иностранного гражданина квитанции о внесенных авансовых платежах за весь период действия патента, а также квитанции об осуществлении авансового платежа на следующий период в целях определения расчетным путем срока действия патента и установления на этом основании его действительности?
В связи с отсутствием у Банка информации об окончании срока действия патента, на основании предоставленных иностранным гражданином документов (дата окончания срока действия в патенте отсутствует), просим дать рекомендации по порядку заполнения отдельных полей сообщения, направляемого Банком в Росфинмониторинг в порядке, установленном Положением Банка России № 321-П3, при осуществлении указанным физическим лицом операции, подлежащей обязательному контролю. А именно, какую дату окончания срока пребывания в Российской Федерации в соответствии с миграционной картой необходимо указывать в сообщении: дату, указанную в миграционной карте, или расчетную дату окончания срока действия патента, с учетом оплаченных платежей по налогу на доходы физических лиц?
(1) Положение Банка России 15.10.2015 № 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(2) Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(3) Положение Банка России от 29.08.2008 № 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 24.07.2019 № 12-4-5/4777
Перечень сведений, подлежащих установлению при проведении кредитной организацией идентификации клиентов – физических лиц, установлен пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (1) и приложением 1 к Положению № 499-П (2).
В числе указанных сведений кредитной организации необходимо установить данные миграционной карты и данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно разъяснениям органов, осуществляющих миграционный учет, истекший срок пребывания, указанный в миграционной карте, не влечет ее недействительности.
При этом кредитные организации не вправе требовать от клиента продления миграционной карты, поскольку контроль за сроками пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации не относится к их компетенции.
При наличии у иностранного лица документов, подтверждающих его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, сроки пребывания такого иностранного гражданина на территории Российской Федерации устанавливаются исходя из указанных документов.
При этом в составе электронного сообщения, направляемого в уполномоченный орган, предусмотрены разные информационные блоки, предназначенные для отражения в них соответственно сведений из миграционной карты и сведений из документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Дополнительно отмечаем, что действующее "противолегализационное" законодательство не содержит требования о проверке действительности предоставленного клиентом патента. Вместе с тем кредитная организация при необходимости вправе самостоятельно в ПВК по ПОД/ФТ (3) определить порядок проведения такой проверки.
(1) Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(2) Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(3) Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма