Проект № 948530-7: что нового?
25.04.20 в Государственную Думу внесен на рассмотрение законопроект № 948530-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (1)».
Рассмотрим, в чем суть предлагаемых изменений.
Предпосылки
В соответствии с пояснительной запиской к документу проект разработан в целях оптимизации подходов к применению кредитными организациями мер, направленных на ПОД/ФТ, а также в целях защиты интересов добросовестных клиентов.
Цели проекта
Изменения законодательства, предлагаемые законопроектом, направлены на исключение необоснованного применения кредитными организациями права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций.
В соответствии с положениями пункта 11 ст.7 115-ФЗ основаниями для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции являются:
- непредставление документов и сведений, необходимых для фиксирования информации в соответствии с требованиями закона № 115-ФЗ;
- возникновение подозрений в том, что операция совершается в целях отмывания доходов/финансирования терроризма.
Законопроект предусматривает совершенствование механизмов принятия следующих решений:
- об отказе от заключения договора банковского счета (вклада);
- о расторжении договора банковского счета (вклада);
- об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.
Суть изменений
• Подпункт 1 пункта 1 ст.7 дополняется положениями о том, что исчерпывающий перечень способов получения информации и документов, в которых данная информация может содержаться, устанавливается в соответствии с требованиями к идентификации, определенными в порядке, предусмотренном «абзацем двенадцатым пункта 2 настоящей статьи».
Подпункт 1 пункта 1 ст.7 говорит об обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также содержит перечень сведений, который необходимо установить в отношении физических и юридических лиц, а также в отношении иностранной структуры без образования юридического лица.
• Пункт 2 ст.7 дополняется десятым абзацем, в соответствии с которым в качестве основания документального фиксирования информации также является решение клиента об отказе от установления отношений с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или о прекращении отношений с такой организацией, если у работников возникают подозрения в том, что указанное решение принимается клиентом в связи с осуществлением организацией внутреннего контроля.
В соответствии с проектом ст.7 также дополняется пунктом 13.1.2, обязывающим организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, направлять информацию о принятом решении о документальном фиксировании по соответствующему основанию в уполномоченный орган в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия решения.
• Ст.7 также дополняется пунктом 2.2, который говорит о том, что в случае непроведения идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца в соответствии с установленными требованиями организация обязана отказать клиенту в приеме на обслуживание.
Отказ в приеме на обслуживание не распространяется на случаи, когда идентификация не проводится.
• Абзац пятый пункта 5, который говорит о том, что кредитным организациям запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов и сведений, необходимых для идентификации, признается утратившим силу.
• Пункт 11 также изменен: исключается такое основание для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении исходящей операции, как непредставление документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с законом 115-ФЗ. Таким образом, в случае принятия проекта реализовать право отказа в совершении исходящей операции кредитные организации смогут только в случае возникновения подозрения в том, что исходящая операция осуществляется в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма.
Также пункт 11 дополняется положением о том, что решение об отказе в выполнении распоряжения клиента в совершении операции теперь принимается руководителем организации или специально уполномоченным им лицом.
• В соответствии с поправками к пункту 13.1 при направлении сообщений обо всех случаях отказа от проведения операции в уполномоченный орган организации обязаны в составе направляемых сведений указать аргументированные разъяснения о причинах принятия решения об отказе.
• В соответствии с проектом пункт 13.1 дополняется пунктом 13.1.1, обязывающим организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, информировать клиента о времени и причинах принятия решения об отказе (от проведения операции, об отказе от заключения договора банковского счета/вклада, о расторжении договора банковского счета/вклада). Соответствующая информация должна быть предоставлена клиенту в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения об отказе.
• Также проект уточняет пункт 13.3 положением о том, что информация о случаях отказа, которая направляется уполномоченным органом в Банк России и далее доводится до сведений поднадзорных организаций, не может использоваться в качестве единственного основания при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации преступных доходов/финансирования терроризма.
Выводы
Итак, что же непосредственно нового в проекте?
• Исчерпывающий перечень способов получения информации и документов, в которых может содержаться идентификационная информация
Требование является новым. С учетом «сдвига» абзацев статьи 7 в связи с удалением и добавлением в нее новых положений получается, что перечень будет установлен в подзаконных к 115-ФЗ актах, которые посвящены требованиям идентификации. В частности, это Положения Банка России № 444-П для некредитных организаций (2), № 499-П для кредитных организаций (3) и приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366 (4) для организаций, поднадзорных ведомству.
Действующие в настоящий момент требования позволяют организациям самостоятельно определять, какие сведения и документы (в дополнение к тем, которые установлены в нормативно-правовых актах в качестве минимально необходимых) должны быть предоставлены клиентом для целей исполнения этими организациями требований по идентификации и осуществлению внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
Так, например, действующая редакция Положения 499-П прямо указывает на право кредитных организаций осуществлять сбор тех сведений и документов, которые она сочтет необходимыми в дополнение к тем, наличие которых требуется по закону. Также требования к анкете (досье) клиента содержат оговорку о том, что перечень сведений, подлежащих включению в нее, является открытым и может быть самостоятельно дополнен банком.
Создание закрытого перечня документов, в которых может содержаться идентификационная информация, на практике будет означать невозможность запроса у клиента тех сведений или документов, наличие которых не предусмотрено законодательно.
С практической точки зрения наличие такого перечня повлечет существенно большую «урегулированность» и гораздо меньшую свободу действий. Существенным также является вопрос о том, насколько подобный перечень может быть универсальным и учитывающим возможную специфику клиентов – например, иностранных юридических лиц или иностранных структур без образования юридического лица.
• Решение клиента об отказе от установления отношений или о прекращении отношений в связи с осуществлением внутреннего контроля в качестве основания для документального фиксирования
Последствием документального фиксирования является необходимость рассмотреть конкретное обстоятельство в качестве дающего основание полагать, что сделка совершается в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма и, следовательно, направить сообщение в уполномоченный орган. Однако вводимый законопроектом критерий сам по себе не новый: многие кредитные организации в соответствующих случаях рассматривали соответствующее поведение клиента в качестве подозрительного и связанного с попыткой ухода от процедур внутреннего контроля.
При этом в случае, если ПВК такого критерия не содержали, вступление в силу новых требований потребует актуализации правил, которая должна сопровождаться разработкой практических процедур по выявлению такого подведения и последующему обучению сотрудников новым требованиям.
• Обязанность отказать в приеме на обслуживание в случае непроведения идентификации
Обязанность до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также принять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца является публично-правовой обязанностью организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и основополагающим принципом KYC («Знай своего клиента»).
В этой связи требование отказать в приеме на обслуживание «неидентифицированного» клиента нельзя назвать новым – скорее, эту поправку можно назвать уточненной версией утрачивающего силу абзаца о том, что кредитным организациям запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов и сведений, необходимых для идентификации.
• Исключение из оснований для отказа в проведении операции случаев непредставления документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с законом 115-ФЗ
На практике принятие проекта с такой формулировкой будет означать, что право отказа в совершении операции кредитные организации смогут реализовать только в случае возникновения подозрения в том, что исходящая операция осуществляется в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма.
При этом важно отменить, что критерии, на основании которых может возникнуть соответствующее подозрение, устанавливаются организацией самостоятельно в ПВК. При этом сейчас, например, на практике банком могут запрашиваться разные клиентские документы, которые проясняют экономический смысл операции, которая по мнению сотрудников является сомнительной или подозрительной.
В текущих формулировках законопроекта не затронут вопрос возможности запроса клиентских документов с целью выяснения экономического смысла проводимой операции. Поэтому фактически можно сделать вывод о том, что изменение касается случаев, когда кредитные организации в рамках проведения операции уже действующего клиента запрашивали какие-то именно идентификационные сведения и, в случае отказа или невозможности их предоставить, отказывали такому клиенту в проведении операции (а в случае двух таких отказов использовали право закрыть счет). Такая практика использовалась в том числе и для целей исполнения обязанности по регулярному обновлению информации о клиенте.
В случае принятия поправок для того, чтобы воспользоваться правом отказа по причине непредставления документов, необходимо такое непредставление зафиксировать в ПВК в качестве критерия подозрительной операции.
Однако в данном случае важно отменить, что установление закрытого перечня документов, содержащих идентификационную информацию в совокупности с обязанностью отказать в приеме на обслуживание при непроведении должной идентификации предполагает, что клиент принимается на обслуживание исключительно при условии наличия в банке полного пакета документов.
Поэтому критерием в таком случае может является либо непредставление документов, связанных с конкретной операцией (а не с идентификацией клиента), либо с обновлением ранее предоставленных сведений.
Новое требование о том, что решение об отказе в выполнении распоряжения клиента в совершении операции теперь принимается руководителем организации или специально уполномоченным им лицом на практике существенно не усложнит существующих процессов. В частности, принимая во внимание статус руководителя, наиболее вероятным видится назначение таким уполномоченным лицом Ответственного или Уполномоченного сотрудника подразделения по ПОД/ФТ.
• Обязанность указывать разъяснения причин принятия решения об отказе в направляемых сообщениях
Например, "Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предполагает указание в составе ФЭС кодов причин отказа.
Однако действующие нормы предполагают указание соответствующей информации в кодированном сжатом виде, при этом законопроект говорит о необходимости отражения соответствующих сведений в виде аргументированных разъяснений о причинах принятия решения об отказе.
• Обязанность информировать клиента о причинах принятия решения об отказе
Уже достаточно длительное время действующий механизм реабилитации так называемых «клиентов – отказников» предполагает, что в случае обращения клиента, в отношении которого были реализованы меры по отказу, за соответствующими разъяснениями, кредитная организация информирует его о причинах отказа (5). При этом объем информирования клиентов о причинах отказа предполагает, что сведения предоставляются в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов.
Новая норма устанавливает обязанность информировать клиента о причинах принятия решения об отказе вне зависимости от того, обращался ли клиент с соответствующей просьбой или нет.
• Информация об отказе при определении степени (уровня) риска
Вводимый проектом пункт 13.3 (о том, что информация о случаях отказа, которая направляется уполномоченным органом в Банк России и далее доводится до сведений поднадзорных организаций, не может использоваться в качестве единственного основания при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации преступных доходов/финансирования терроризма) является отражением ранее высказанной позиции регулятора по этому вопросу.
В частности, еще в 2017 (6) году Банк России отмечал, что информация об отказах не является самостоятельным основанием для принятия кредитной организацией или некредитной финансовой организацией решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, а кредитной организацией также - об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом и учитывается при оценке степени (уровня) риска клиента в совокупности с иными факторами.
Как видно, часть требований уже существовала в виде сформулированных позиций Банка России – эти изменения, скорее всего, не потребует существенных изменений действующих процедур.
Однако новые положения, которые присутствуют в законопроекте, потребуют не только выработки практических особенностей их реализации (возможно, основанных на дополнительных разъяснениях регулятора), но также и внесения изменений в ПВК и проведения обучения в соответствии с требованиями Банка России.
(1) далее – 115-ФЗ
(2) "Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(3) "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(4) "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма"
(5) Информационное письмо Банка России от 12.09.2018 № ИН-014-12/61 "По вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части функционирования механизма реабилитации клиентов"
(6) Информационное письмо Банка России от 15.06.2017 № ИН-014-12/29 "Об учете информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до поднадзорных организаций, при определении степени (уровня) риска клиента"