ЦБ принял решение по регуляторным послаблениям и макропруденциальным мерам
Банк России принял решение по регуляторным послаблениям и макропруденциальным мерам, сообщил регулятор.
В настоящее время ситуация в российском финансовом секторе существенно улучшилась относительно начала пандемии, что проявляется в стабилизации финансовых рынков, постепенном снятии ограничительных мер в России, налаженных процессах работы финансовых организаций в условиях пандемии, отметили в ЦБ.
При этом спад экономики, сокращение доходов компаний и граждан приводят к росту кредитных рисков. Регуляторные послабления способствовали реструктуризации кредитов, дали возможность части заемщиков восстановить свое финансовое положение. Выход из послаблений не должен быть резким, чтобы банки и другие финансовые организации смогли адаптироваться и не были вынуждены сокращать кредитование экономики.
Однако постепенное сворачивание мер необходимо, поскольку только корректная оценка рисков может обеспечить долгосрочную устойчивость финансового сектора. ЦБ рекомендует банкам и другим финансовым организациям учитывать график формирования резервов на основе стандартного регулирования и сроки выхода из других временных мер при принятии решений о выплате дивидендов и вознаграждения для лиц, принимающих риски.
Большая часть мер регулятора в связи с пандемией принималась на период с 1 марта до 30 сентября 2020 года. ЦБ принял решения о продлении части регуляторных послаблений, о реализации новых контрциклических мер для поддержки экономики и о прекращении действия ряда временных мер, введенных в связи с пандемией.
1. Меры по поддержке граждан
1.1. Меры по поддержке граждан, столкнувшихся с существенным сокращением доходов или заболевших COVID-19
В целях предоставления гражданам возможности восстановить свое финансовое положение ЦБ рекомендует:
- кредитным организациям и микрофинансовым институтам до 31 декабря 2020 года продолжать реструктурировать кредиты (займы) граждан, столкнувшихся с существенным сокращением доходов или заболевших коронавирусной инфекцией, в рамках собственных программ, не назначать до 31 декабря 2020 года пени и штрафы по реструктурированным кредитам (займам);
- кредитным организациям до 31 декабря 2020 года реструктурировать кредиты и займы путем изменения валюты с иностранной валюты на рубли в случае обращения заемщика;
- кредитным организациям и микрофинансовым институтам до 31 декабря 2020 года приостановить процедуры принудительного выселения должников (бывших собственников и лиц, совместно с ними проживающих) из жилых помещений, на которые кредиторами ранее было обращено взыскание;
- жилищным накопительным кооперативам (ЖНК) принять меры, направленные на приостановление до 31 декабря 2020 года процедуры принудительного выселения членов ЖНК (бывших членов ЖНК и лиц, совместно с ними проживающих) из жилых помещений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по уплате взносов в ЖНК;
- кредитным организациям и микрофинансовым институтам в случае нарушения после 1 марта 2020 года заемщиком — физическим лицом обязательств по договору в связи с существенным снижением дохода заемщика (совокупного дохода созаемщиков) и (или) подтверждением COVID-19 у заемщика и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи до 31 декабря 2020 года не обращать взыскание на недвижимое имущество, являющееся обеспечением по требованиям;
- страховым организациям удовлетворять заявления страхователя о продлении срока урегулирования страховых случаев, об отсрочке платежа по договорам добровольного страхования, а также не начислять неустойку (штраф, пени) и не применять иных последствий за ненадлежащее исполнение договора добровольного страхования в течение периода временной нетрудоспособности страхователя до 31 декабря 2020 года;
- кредиторам и бюро кредитных историй не учитывать в моделях оценки заемщиков событий реструктуризации долговых обязательств, связанных с распространением коронавирусной инфекции, в том числе по реструктуризации по собственным программам кредиторов, осуществленной в IV квартале 2020 года.
Одновременно ЦБ дает возможность кредиторам использовать следующие регуляторные послабления:
- резервы по кредитам (займам), реструктурированным до 31 декабря 2020 года (в том числе в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года), должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года;
- кредитным организациям до 31 декабря 2020 года предоставлена возможность для целей применения надбавок к коэффициентам риска при реструктуризации ссудной задолженности в период с 1 марта по 31 декабря 2020 года не признавать кредит (заем) реструктурированным и не рассчитывать показатель долговой нагрузки (ПДН);
- кредитным организациям до 31 декабря 2020 года предоставлено право не применять макропруденциальные надбавки в отношении кредитов (займов), выданных заемщикам, подтвердившим факт заболевания COVID-19;
- микрофинансовым организациям предоставлена возможность не признавать займы реструктурированными и не применять в отношении займов корректирующие коэффициенты по требованиям к заемщикам, у которых значение ПДН составляет более 50%, при расчете норматива достаточности собственных средств до 31 декабря 2020 года. К 1 июля 2021 года такие коэффициенты по займам с ПДН более 50% должны применяться в полном объеме.
1.2. Меры по поддержке потребительского кредитования
1.2.1. Снижение надбавок по новым необеспеченным потребительским кредитам
С начала пандемии в сегменте необеспеченного потребительского кредитования наблюдалось сжатие кредитного портфеля. Темпы роста ссудной задолженности составили −1,7% в апреле, −0,2% в мае, 0,4% в июне. По предварительным данным опроса крупнейших банков, за июль задолженность снизилась на 0,3%.
Замедление кредитования происходит как на фоне снижения спроса на кредиты со стороны населения (количество поданных заявок на получение кредита снизилось в II квартале по сравнению с I кварталом на 20–25%), так и из-за ужесточения требований банков к заемщикам.
В II–III кварталах 2020 года часть населения столкнулась с резким временным снижением доходов в условиях действия ограничительных мер. Даже в случае восстановления доходов данный факт приведет к росту значения ПДН новых заемщиков, соответственно, больше кредитов будет подпадать под более высокий уровень макропруденциальных надбавок.
При этом по мере обновления кредитного портфеля растет доля кредитов, подпадающих под действие надбавок, повышенных с 1 октября 2019 года (средний уровень надбавок повысился за первую половину 2020 года с 65 до 71 п.п.). Это увеличивает требования к капиталу банков и способствует замедлению кредитования.
В целях поддержания розничного кредитования в данных условиях регулятор снижает значения надбавок к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам, предоставленным с 1 сентября 2020 года.
Снижение надбавок в наибольшей степени коснется наименее рискованных заемщиков с низким показателем ПДН, поэтому новая структура надбавок по-прежнему будет дестимулировать рост закредитованности.
При этом в результате снижения уровня надбавок не будет происходить увеличения требований к капиталу по кредитному портфелю по мере предоставления банками новых кредитов. Это будет способствовать поддержанию устойчивых темпов роста кредитования и доступности кредитов для граждан.
1.2.2. Снижение буфера по ранее выданным необеспеченным потребительским кредитам
За первую половину 2020 года объем сформированных банками резервов на возможные потери по розничным ссудам составил на 102 млрд рублей больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Для компенсации уже реализовавшихся проциклических потерь кредитных организаций, связанных с ухудшением качества портфеля необеспеченных потребительских кредитов, а также потенциальных потерь по реструктурированным кредитам физлиц ЦБ в соответствии с контрциклическим подходом проведения макропруденциальной политики отменяет надбавки к коэффициентам риска по выданным по 31 августа 2019 года необеспеченным потребительским кредитам в рублях.
Отмена данных надбавок эквивалентна увеличению капитала банков на 168 млрд рублей. Это окажет поддержку нормативам банков в условиях роста расходов по формированию резервов и увеличит их кредитный потенциал.
При этом у банков по-прежнему останется макропруденциальный буфер по необеспеченным потребительским кредитам величиной до 440 млрд рублей, накопленный за последний год действия надбавок. В дальнейшем ЦБ продолжит проводить контрциклическую политику в случае роста потерь банков по предоставленным кредитам.
1.3. Меры по поддержке граждан в случае, если срок действия их документа, удостоверяющего личность, истек
В целях предоставления гражданам возможности получения финансовых услуг и принимая во внимание положения приказа МВД России от 9 июня 2020 года № 410 "Об определении порядков и сроков замены документов, названных в пункте 1 Указа Президента РФ от 18 апреля 2020 года № 275, и выдачи паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, гражданам РФ, названным в пункте 2 Указа Президента РФ от 18 апреля 2020 г. № 275", регулятор рекомендует:
- кредитным организациям и некредитным финансовым организациям до 31 декабря 2020 года продолжать обслуживание клиентов в случае, если срок действия документа, удостоверяющего личность физического лица, являющегося клиентом, представителем клиента, выгодоприобретателем, бенефициарным владельцем, истек в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года;
- кредитным организациям и некредитным финансовым организациям до 31 декабря 2020 года не отказывать в приеме на обслуживание физическим лицам только в связи с тем, что срок действия их документа, удостоверяющего личность, истек в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года;
- кредитным организациям и некредитным финансовым организациям рекомендуется обеспечить обновление сведений о документе, удостоверяющем личность, срок действия которого истек в период с 1 февраля по 15 июля 2020 года, до 31 января 2021 года;
- кредитным организациям и некредитным финансовым организациям до 30 сентября 2020 года продолжать обслуживание клиентов в случае, если срок действия документа, удостоверяющего личность физического лица, являющегося клиентом, представителем клиента, выгодоприобретателем, бенефициарным владельцем, истек до 1 февраля или после 15 июля 2020 года;
- кредитным организациям и некредитным финансовым организациям до 30 сентября 2020 года не отказывать в приеме на обслуживание физическим лицам только в связи с тем, что срок действия их документа, удостоверяющего личность, истек до 1 февраля или после 15 июля 2020 года;
- кредитным организациям и некредитным финансовым организациям рекомендуется обеспечить обновление сведений о документе, удостоверяющем личность, срок действия которого истек до 1 февраля или после 15 июля 2020 года, до 30 октября 2020 года.
2. Меры по поддержке МСП
Малый и средний бизнес — сектор экономики, в наибольшей степени пострадавший в результате пандемии и действия ограничительных мер. В связи с этим в целях поддержки его способности обслуживать кредиты ЦБ рекомендует:
- кредитным организациям и микрофинансовым институтам до 31 декабря 2020 года продолжать реструктурировать кредиты (займы) субъектов МСП в рамках собственных программ, не назначать в период до 31 декабря 2020 года пени и штрафы по реструктурированным кредитам;
- кредитным организациям до 31 декабря 2020 года реструктурировать кредиты и займы путем изменения валюты с иностранной валюты на рубли в случае обращения заемщика — субъекта МСП;
- кредиторам и бюро кредитных историй не учитывать в моделях оценки заемщиков событий реструктуризации долговых обязательств, связанных с распространением коронавирусной инфекции, в том числе по реструктуризации по собственным программам кредиторов, осуществленной в IV квартале 2020 года.
Одновременно ЦБ продляет регуляторные послабления по резервам. Резервы по кредитам (займам), реструктурированным до 31 декабря 2020 года (в том числе в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года), а также по которым микрофинансовыми институтами реализовано право не учитывать продолжительность просроченных платежей, должны быть сформированы в полном объеме до 1 июля 2021 года.
3. Меры по поддержке кредитования экономики
В дополнение к ряду мер по поддержке кредитования экономики, опубликованных в пресс-релизе от 24 июля 2020 года, Банк России принял решение о сохранении значения национальной антициклической надбавки на нулевом уровне, а также о продлении следующих мер:
- право банков сформировать резервы по кредитам нефинансовых организаций (за исключением МСП), реструктурированным в связи с пандемией в рамках регуляторных послаблений Банка России до 30 сентября 2020 года, в срок до 1 апреля 2021 года;
- право банков использовать для целей расчета резервов на возможные потери по ссудам, в случае если обеспечение относится к I и II категории качества, оценку стоимости, осуществленную по состоянию на 1 января 2020 года, — до 31 декабря 2020 года;
- рекомендация кредитным организациям до 31 декабря 2020 года реструктурировать корпоративные кредиты путем изменения валюты с иностранной валюты на рубли в случае обращения заемщика, с формированием резервов в срок до 1 апреля 2021 года;
- неприменение с 1 марта 2020 года надбавок к коэффициентам риска по предоставляемым в указанный период валютным кредитам организациям, производящим лекарственные средства, материалы и оборудование, применяемые в медицинских целях, а также по осуществленным в указанный период вложениям в номинированные в иностранной валюте долговые ценные бумаги соответствующих организаций — до 31 декабря 2021 года.
4. Прочие меры по поддержке потенциала финансового сектора по предоставлению ресурсов экономике и снижению регуляторной нагрузки
В целях поддержки финансовых организаций и их возможностей содействовать процессу восстановления экономической активности посредством предоставления финансовых ресурсов субъектам экономики, а также с учетом сохранения режима ограничений по организации рабочего процесса в ряде финансовых организаций ЦБ продлены отдельные послабления для следующих типов финансовых организаций.
Для кредитных организаций: до 31 декабря 2020 года продлен срок действия решения о неприменении мер воздействия к кредитным организациям (головным кредитным организациям банковских групп) в соответствии с частью 4 статьи 72 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в отношении имущества кредитных организаций, числящегося на балансовых счетах № 604 "Основные средства", № 608 "Аренда", № 609 "Нематериальные активы", № 619 "Недвижимость, временно не используемая в основной деятельности", если в отношении данного имущества не проводилась переоценка либо тестирование на обесценение в соответствии с Положением Банка России № 448-П.
Для страховых организаций до 1 июля 2021 года продлено решение о неприменении мер воздействия за следующие нарушения:
- нарушение требования к структуре активов, в которые инвестируются средства страховых резервов, предусмотренного строкой 9 приложения к Указанию Банка России от 22.02.2017 № 4297-У "О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов";
- нарушение требования к структуре активов, в которые инвестируются собственные средства (капитал) страховщика, предусмотренного строкой 9 приложения к Указанию Банка России от 22.02.2017 № 4298-У "О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов".
Для кооперативов до 30 июня 2021 года продлено решение о неприменении меры воздействия за нарушение требований законодательства в части соблюдения финансовых нормативов и размера резервного фонда, если такие нарушения совершены и не устранены в период до 30 сентября 2020 года в результате удовлетворения кооперативами требований членов (пайщиков) кооперативов из средств резервного фонда.
ЦБ ведется работа по подготовке предложений о внесении на законодательном уровне изменений, регламентирующих дистанционное проведение общих собраний кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами.
До внесения соответствующих поправок регулятор не будет применять меры к кредитным потребительским кооперативам, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам за нарушение порядка и сроков проведения общих собраний в связи с невозможностью обеспечения удаленного участия в них их членов или проведения указанных общих собраний в форме заочного голосования.
Для организаций учетной инфраструктуры не будут применяться меры воздействия за несоблюдение установленных нормативных требований о периоде времени, в течение которого организация учетной инфраструктуры осуществляет прием документов, связанных с ведением реестра и получением информации из реестра, который не может составлять менее четырех часов каждый рабочий день.
При этом также сохраняется действие рекомендации организациям учетной инфраструктуры об обеспечении обслуживания клиентов с использованием систем удаленного доступа.
5. Завершение действия регуляторных послаблений
В связи со снятием ограничительных мер в большинстве регионов, снижением количества сотрудников финансовых организаций, работающих удаленно, возобновлением работы офисов финансовых организаций, а также ведомственных учреждений и возможностью их посещения отсутствует необходимость в продлении следующих мер:
- предоставление кредитным организациям возможности дистанционно открывать счета (вклады) клиентам, в том числе являющимся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, относящимися к субъектам МСП;
- предоставление права кредитным организациям не учитывать период с 30 марта по 30 сентября 2020 года включительно при исчислении сроков представления резидентами справок о подтверждающих документах, а также документов, связанных с проведением валютных операций;
- возможность зачисления пенсионных выплат на банковские счета, предусматривающие совершение операций с использованием платежных карт, не являющихся национальным платежным инструментом;
- возможность для НПФ применения упрощенного порядка установления выплат за счет средств пенсионных накоплений, в том числе правопреемникам застрахованного лица, обратившимся за назначением выплат по истечении шести месяцев со дня смерти застрахованного лица без восстановления срока обращения за выплатой в судебном порядке;
- осуществление кооперативами выплат своим членам (пайщикам), ассоциированным членам за счет средств резервного фонда при отнесении таких операций к непредвиденным расходам.
По сравнению с началом пандемии ситуация с ликвидностью в банковском секторе улучшилась. В результате стабилизации финансовых рынков уменьшилась потребность банков в ликвидности для оплаты маржинальных требований. В июне-июле ускорился рост рублевых вкладов граждан (по предварительной оценке, по состоянию на 1 августа их годовой прирост составил 11,6% против 10,0% на 1 июня).
Объем высоколиквидных активов, принимаемых в расчет норматива краткосрочной ликвидности, на балансах системно значимых кредитных организаций (СЗКО) вырос с 1 марта по 1 июля 2020 года на 1,3 трлн рублей, до 8,9 трлн рублей. В таких условиях банки не предъявляют спрос на аукционах репо на срок месяц и год.
Банк России перешел к мягкой денежно-кредитной политике, снизив ключевую ставку до 4,25%, в результате чего банки имеют возможность снижать ставки по кредитам, в том числе для малого и среднего бизнеса. В связи с этим Банк России принял решение не продлевать действие следующих мер.
- Решение не считать нарушением норматива Н26 (Н27) снижение фактического значения норматива Н26 (Н27) СЗКО в результате недостатка высоколиквидных активов и иных альтернативных инструментов вследствие ограниченной возможности пролонгации или привлечения денежных средств на срок свыше 30 календарных дней.
При необходимости банки могут использовать для соблюдения норматива Н26 (Н27) безотзывные линии ликвидности, лимит по которым был расширен до 5 трлн рублей, а плата за право пользования снижена с 0,5 до 0,15%. Банк России планирует оценить целесообразность сохранения или пересмотра параметров безотзывных линий ликвидности после 1 апреля 2021 года.
- Ддействие программы по рефинансированию субъектов МСП в рамках лимита 500 млрд рублей. Предоставление новых кредитов в рамках данного лимита, как и предполагалось, завершится 30 сентября 2020 года.
При этом механизм рефинансирования под поручительство АО "Корпорация МСП" с лимитом 175 млрд рублей и льготной процентной ставкой сохраняется. В целях обеспечения доступа компаний к банковскому кредитованию в условиях постепенного восстановления доходов ранее снятые отраслевые ограничения на кредитование субъектов МСП, а также ограничения по соотношению видов кредитов в программе стимулирования кредитования под поручительство АО "Корпорация МСП" с лимитом 175 млрд рублей и льготной процентной ставкой будут сохранены до 30 июня 2021 года.
В связи с восстановлением фондового рынка с начала пандемии, а также со снижением волатильности курса рубля по отношению к иностранным валютам принято решение не продлевать следующие меры:
- предоставление кредитным организациям возможности включения операций в шести иностранных валютах (доллар США, евро, фунт стерлингов Соединенного Королевства, швейцарский франк, японская иена, китайский юань) в расчет обязательных нормативов (кроме расчета размеров (лимитов) открытой валютной позиции) по официальному курсу соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России на 1 марта 2020 года;
- предоставление права кредитным и некредитным финансовым организациям, применяющим нормативные акты ЦБ по бухгалтерскому учету, долевые и долговые ценные бумаги, приобретенные до 1 марта 2020 года, отражать в бухгалтерском учете по справедливой стоимости на 1 марта 2020 года, а долговые ценные бумаги, приобретенные в период с 1 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года, отражать по справедливой стоимости на дату приобретения (данная мера будет действовать до 1 января 2021 года);
- предоставление права НПФ, УК ПФР и УК ЗПИФ для квалифицированных инвесторов при расчете стоимости чистых активов принять решение об определении стоимости ценных бумаг, приобретенных в состав активов до 1 марта 2020 года, по справедливой стоимости, сложившейся на 1 марта 2020 года, и долговых ценных бумаг, приобретенных в состав активов с 1 марта по 30 сентября 2020 года, по справедливой стоимости, сложившейся на день их приобретения (данная мера будет действовать до 1 января 2021 года).
В связи с тем, что большинство финансовых организаций возобновили свою работу в полном объеме, организовали процессы даже с учетом дистанционной работы части сотрудников, целесообразно вернуться к стандартным надзорным процедурам, важным для поддержания устойчивости организаций на фоне усиления кредитных рисков. С учетом этого ЦБ не планирует продлевать действие следующих послаблений.
- Возможность переноса кредитными организациями срока предоставления информации об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала и их результатах по состоянию на 1 января 2020 года на индивидуальной и консолидированной основе.
Предоставленная кредитными организациями информация об организации внутренних процедур оценки достаточности капитала и их результатах по состоянию на 1 января 2020 года на индивидуальной и консолидированной основе будет учтена Банком России при проведении соответствующей оценки по состоянию на 1 января 2021 года, а также при оценке показателя системы управления рисками (ПУ 4).
- Возможность переноса срока ежегодного представления СЗКО в Банк России планов восстановления финансовой устойчивости.
- Возможность переноса кредитными организациями срока формирования профессиональных суждений по ссудам юридических лиц, предоставленным до 01.03.2020, по данным отчетности за первое полугодие 2020 года.
- Решение о неприменении мер воздействия в случае неисполнения негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, страховщиком обязанности в части предоставления специализированному депозитарию копий первичных документов, подтверждающих наличие на специальных брокерских счетах, банковских счетах и во вкладах имущества, в случае отсутствия изменений в составе указанного имущества; специализированным депозитарием — обязанности по уведомлению Банка России о выявленных нарушениях управляющими компаниями, негосударственными пенсионными фондами и страховщиками вышеуказанных обязанностей.
- Решение о неприменении к финансовым организациям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации за нарушения, допущенные в следующих случаях:
а) в случае нарушения федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, если допущенные кредитной организацией нарушения вызваны системными факторами, обусловленными распространением коронавирусной инфекции;
б) в случае нарушения кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями порядка и сроков представления в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ, а также сроков разработки и утверждения целевых правил внутреннего контроля;
в) в случае нарушения уполномоченными банками сроков передачи информации органам валютного контроля;
г) в случае нарушения участниками финансового рынка сроков представления в репозитарии информации о договорах, предусмотренных Указанием Банка России № 4104-У;
д) в случае приема электронных средств платежа иностранных поставщиков платежных услуг при несоответствии требованиям законодательства о национальной платежной системе;
е) в случае нарушения операторами платежных систем, операторами по переводу денежных средств сроков и методики составления отчетности списка форм отчетности и иной информации.
- Решение о неприменении мер воздействия в отношении юридических лиц (их должностных лиц):
а) в случае нарушения юридическими лицами сроков исполнения обязанностей по ведению списка инсайдеров в части внесения в него изменений (его актуализации) и по уведомлению лиц, включенных в список инсайдеров;
б) в случае нарушения юридическими лицами, раскрывающими в ограниченном составе и (или) объеме инсайдерскую информацию, подлежащую раскрытию, сроков направления в Банк России уведомления, содержащего инсайдерскую информацию, которая не раскрывается;
в) в случае несоблюдения юридическими лицами отдельных правил внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.
ЦБ также принято решение о прекращении действия установленных на период пандемии ограничений на размер эквайринговой комиссии для онлайн-покупок продуктов питания и еды, лекарств, иных товаров медицинского назначения, одежды, товаров повседневного спроса, а также при оплате медицинских услуг.
Данная мера была целесообразна в начале пандемии и способствовала существенному росту онлайн-торговли, но необходимо соблюдать баланс между интересами банков и предприятий торговли. В условиях длительного ограничения комиссий банки вынуждены повышать другие комиссии или предоставлять менее удобные для потребителей продукты.
Кроме того, установленное ограничение размера эквайринговой комиссии за счет снижения издержек на прием банковских карт уменьшает заинтересованность торгово-сервисных предприятий во внедрении оплаты с использованием Системы быстрых платежей.