Законопроект о применении специальных экономических мер: обзор основных изменений
27 июля 2020 г. Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен законопроект № 996800-7 (1) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц» (2).
Законопроект подготовлен в целях создания правового механизма реализации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, специальных экономических мер, направленных на ограничение финансовых операций или замораживание (блокирование).
В этих целях, в частности, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (далее – 281-ФЗ), предусматривающие операции по блокировке всех денежных средств и имущества в отношении блокируемых лиц, в том числе совершаемые в их интересах или в их пользу.
Рассмотрим предлагаемые законопроектом изменения более предметно.
Обзор основных новелл, касающихся 281-ФЗ
Согласно части 2 статьи 3 281-ФЗ в соответствии с редакцией проекта Федерального закона, к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства/иностранных организаций/иностранных граждан/лиц без гражданства, а также юридических лиц, подконтрольных иностранным организациям/иностранным гражданам/лицам без гражданства (блокируемые лица), или возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (3).
Также законопроект предлагает дополнить статью 3 281-ФЗ частью 2.2 (4), согласно которой специальные экономические меры могут быть направлены на:
1) приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества;
2) запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц;
3) запрет или установление ограничений на осуществление внешнеэкономических операций;
4) прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
5) изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин;
6) запрет или ограничение на заход в порты Российской Федерации судов и на использование воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов;
7) установление ограничений на осуществление туристской деятельности;
8) запрет или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.
Лица, в отношении которых могут быть применены специальные экономические меры, законопроект предлагает объединить под понятием «блокируемые лица». Помимо иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства в это понятие включаются и подконтрольные им юридические лица (3). При этом в текущей редакции 281-ФЗ присутствует указание на постоянное проживание на территории иностранного государства (5), которое в законопроекте не фигурирует.
Под подконтрольным юридическим лицом понимается юридическое лицо, в котором иностранные организации или граждане, а также лица без гражданства вправе прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе входящих в одну группу лиц) самостоятельно или совместно распоряжаться более чем 25 процентами голосов в высшем органе управления. Подразумевается право распоряжения в силу участия в подконтрольной организации, а также на основании договоров доверительного управления имуществом, простого товарищества, поручения, акционерного или иного соглашения (4).
Одно из ключевых изменений подразумевает включение в 281-ФЗ новой статьи 3.1, посвященной специальным экономическим мерам, направленным на ограничение финансовых операций или замораживание (блокирование) (6).
Действующая редакция 281-ФЗ не содержит понятия замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества. В законопроекте оно определяется как адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, запрет осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом, принадлежащими блокируемому лицу, а также операции, совершаемые в интересах или в пользу блокируемого лица (7). При этом оговаривается, что блокируемое лицо вправе осуществлять операции по получению и расходованию пенсии, стипендии, пособия, социальной выплаты, а также по уплате налогов и штрафов (8).
Обязанность по реализации специальных экономических мер, направленных на ограничение финансовых операций или замораживание (блокирование), возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (9). В законопроекте приводится перечень таких организаций (кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, лизинговые компании, микрофинансовые организации и т.д.) (10).
Законопроектом предлагается наделить Центральный банк Российской Федерации (в части поднадзорных ему организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом) такими полномочиями, как:
• определение порядка, состава и формата представления информации о реализации в отношении блокируемых лиц специальных экономических мер, направленных на ограничение финансовых операций или замораживание (блокирование) (11);
• осуществление надзора за реализацией указанных специальных экономических мер, а также за исполнением нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с 281-ФЗ (12);
• осуществление разъяснений по вопросам реализации указанных специальных экономических мер, в том числе в части порядка и условий применения или отмены ограничения финансовых операций или замораживания (блокирования), а также по вопросам исполнения нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с 281-ФЗ (13).
Аналогичными полномочиями (в части организаций, не входящих в сферу контроля ЦБ РФ) предполагается наделить уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, перечень которых должен определяться Правительством Российской Федерации (14).
Законопроект устанавливает сроки представления в Министерство финансов Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Банком России сводной агрегированной информации о реализации указанных специальных экономических мер. Предполагается, что она должна представляться ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (15).
В законопроекте оговаривается, что реализация указанных специальных экономических мер не является основанием нарушения условий договоров (16).
Также предполагается, что обозначенные изменения должны распространяться и на правоотношения, связанные с введением специальных экономических мер на основании Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации» (17).
На основании данного указа было выпущено Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2018 № 1300 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592» (далее – Постановление Правительства № 1300). К специальным экономическим мерам оно относит блокирование (замораживание) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и имущества на территории РФ и запрет на перечисление средств (вывод капитала) за пределы территории РФ. В соответствии с документом, такие специальные экономические меры применяются как к определенным физическим и юридическим лицам, так и к контролируемым этими лицами организациям (18). При этом приложения № 1 и № 2 к документу содержат перечни физических и юридических лиц, в отношении которых вводятся специальные экономические меры, и не содержат перечни контролируемых этими лицами организаций, на которые также распространяются требования о блокировании и запрете на вывод капитала. Понимая практические сложности, с которыми неизбежно сталкиваются компании при реализации требований Постановления Правительства № 1300, аналитики проекта X-Compliance сформировали перечень организаций, прямо или косвенно контролируемых лицами, на которые распространяется действие специальных экономических мер.
Обзор основных новелл, касающихся ответственности за неисполнение специальных экономических мер, направленных на ограничение финансовых операций или замораживание (блокирование)
В случае неисполнения указанных в документе специальных экономических мер, а также нарушения требований нормативных актов, изданных в соответствии с 281-ФЗ, законопроект предлагает ввести следующие меры ответственности для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (19):
• для кредитных организаций – отзыв лицензии на осуществление банковских операций;
• для субъектов страхового дела – приостановление действия или отзыв лицензии субъекта страхового дела;
• для кредитных кооперативов – запрет на осуществление привлечения займов от членов (в т.ч. ассоциированных) кредитного кооператива, прием новых членов и выдачу займов до устранения нарушений или до прекращения обстоятельств, послуживших основанием для направления предписания о соответствующем запрете, а также ликвидация кредитного кооператива;
• для профессиональных участников рынка ценных бумаг – аннулирование лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
• для негосударственных пенсионных фондов – аннулирование лицензии;
• для инвестиционных фондов – запрет на проведение всех или части операций, предусмотренных соответствующим законодательством;
• для акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев – аннулирование лицензии;
• для ломбардов – ликвидация ломбарда;
• для микрофинансовых организаций – исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций;
• для букмекерских контор и тотализаторов – аннулирование лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.
Обзор иных запретов и ограничений, связанных с реализацией специальных экономических мер, направленных на ограничение финансовых операций или замораживание (блокирование)
Законопроектом также предусмотрено, что неисполнение оператором по приему платежей указанных специальных экономических мер является основанием для расторжения поставщиком с таким оператором по приему платежей договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Несоблюдение платежным субагентом требований указанных специальных экономических мер является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (20).
Кроме того, согласно законопроекту, кредитная организация – эмитент платежной карты обязана отказать клиенту – физическому лицу в проведении операции по трансграничному переводу денежных средств, если информация о получателе включена в перечень физических лиц, в отношении которых вводятся специальные экономические меры (21).
Также предусматривается, что платежный агент не вправе осуществлять прием платежей физических лиц в пользу российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, иностранных лиц, если информация о них включена в перечень физических лиц, в отношении которых вводятся специальные экономические меры (22).
Наконец, организатор азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе обязан отказывать в приеме ставок, передаваемых в наличной форме, и выплате выигрышей, подлежащих выплате в наличной форме, участнику азартной игры, включенному в перечень физических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, в соответствии с правилами реализации специальных экономических мер, направленных на ограничение финансовых операций или замораживание (блокирование) (23).
В случае принятия законопроекта предполагается, что изменения должны вступить в силу через 30 дней с момента официального опубликования (24).
Справка
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» действует с 10 января 2007 г. Он направлен на создание правовой основы для применения специальных экономических мер и принудительных мер. В частности, специальные экономические меры могут быть применены в ответ на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности страны или нарушающие права и свободы ее граждан. Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
Под принудительными мерами понимаются коллективные меры, которые направлены на предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии или других нарушений мира. Их введение, изменение, приостановление или отмена предусмотрены резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
(1) Далее – законопроект, проект Федерального закона
(2) Далее – ограничение финансовых операций или замораживание (блокирование)
(3) Пункт 1(а) статьи 1 проекта Федерального закона
(4) Пункт 1(б) статьи 1 проекта Федерального закона
(5) Часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»
(6) Пункт 2 статьи 1 проекта Федерального закона
(7) Пункт 2 статьи 1 проекта Федерального закона (часть 2 статьи 3.1)
(8) Пункт 2 статьи 1 проекта Федерального закона (часть 3 статьи 3.1)
(9) Пункт 2 статьи 1 проекта Федерального закона (часть 1 статьи 3.1)
(10) Пункт 2 статьи 1 проекта Федерального закона (часть 4 статьи 3.1)
(11) Пункт 2 статьи 1 проекта Федерального закона (часть 5 статьи 3.1)
(12) Пункт 2 статьи 1 проекта Федерального закона (часть 6 статьи 3.1)
(13) Пункт 2 статьи 1 проекта Федерального закона (часть 7 статьи 3.1)
(14) Пункт 2 статьи 1 проекта Федерального закона (части 8-9 статьи 3.1)
(15) Пункт 2 статьи 1 проекта Федерального закона (часть 11 статьи 3.1)
(16) Пункт 2 статьи 1 проекта Федерального закона (часть 12 статьи 3.1)
(17) Пункт 2 статьи 15 проекта Федерального закона
(18) Пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2018 № 1300 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. № 592»
(19) Статьи 2 – 7, 9, 10, 12, 13 проекта Федерального закона
(20) Статья 11 проекта Федерального закона
(21) Статья 8 проекта Федерального закона
(22) Пункт 1 статьи 9 проекта Федерального закона
(23) Пункт 2 статьи 9 проекта Федерального закона
(24) Пункт 1 статьи 15 проекта Федерального закона