Банки в России затягивают закрытие счетов клиентов до полугода
Российские банки затягивают сроки закрытия счетов клиентов, в отдельных случаях процедура занимает до полугода и более, пишет газета "Известия". По закону операция должна быть проведена в течение семи дней, однако на практике сроки существенно превышаются.
По данным Ассоциации развития финансовой грамотности, число жалоб на подобные задержки растет. В отдельных случаях клиенты остаются без доступа к своим сбережениям, сумма которых достигает сотен тысяч рублей. Эксперты отмечают, что закрытие счета зачастую является единственной возможностью вернуть деньги после блокировки по "антиотмывочному" закону (115-ФЗ).
Как пояснил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, банки прикрываются положениями закона о противодействии отмыванию доходов, в рамках которого проверка операций и контрагентов может продолжаться неограниченно долго. При этом задержка более семи дней выходит за рамки законодательства, подчеркнул он.
Проблемы фиксируются в различных кредитных организациях. В частности, в "МТС Деньги" вместо заявленных 45–47 дней процедура иногда затягивается на несколько месяцев. В ОТП Банке сроки закрытия изначально превышают 47 дней. Клиенты ВТБ и Совкомбанка сообщали об отказах в закрытии счетов без объяснения причин. Один из пользователей Альфа-банка утверждает, что не может закрыть счет в течение нескольких лет.
По словам экспертов, ситуация осложняется ростом числа финансовых мошенничеств и вовлечением в них так называемых дропперов — лиц, предоставляющих свои карты для обналичивания средств. В Банке России отмечают, что подобные клиенты массово обращаются с жалобами, что затрудняет разграничение добросовестных и недобросовестных пользователей.
Юристы рекомендуют в случае затягивания сроков ссылаться на закон о семидневном закрытии счетов и обращаться с жалобой в ЦБ или Росфинмониторинг. В крайнем случае вопрос может быть решен через суд.