Бизнес массово жалуется на отказы в проведении платежей
Банки столкнулись с массовыми жалобами на отказы в проведении платежей сообщает Коммерсант.
В частности, речь идет об отказах в проведении платежа в случае некорректно заполненного бумажного платежного поручения, из-за которых клиенты опасаются попасть в так называемый «список отказников».
О массовых жалобах Коммерсанту рассказали в банках, а в Минфине подтвердили наличие проблемы, указав, что речь идет преимущественно о налоговых платежах и платежах во внебюджетные фонды.
По мнению Минфина, права на отказ в проведении операции в случае ошибки в указании очередности операции в бумажной платежки у банков нет. В изложенной министерством письменной позиции (письмо №05-07-06/64623) сообщается, что банки вправе устанавливать свои правила приема платежных поручений, которые не должны противоречить положению ЦБ о правилах осуществления перевода денежных средств №383-П (в котором такое основание отказа, как ошибка в очередности платежей, отсутствует).
В ФНС также согласны с указанной позицией: отсутствие или неверное указание в платежном поручении реквизита «очередность платежа» не является препятствием для идентификации плательщика, получателя платежа, а также самого платежа и основанием для отказа в его проведении, подчеркивают в ведомстве.
Однако, как сообщает источник, кредитные организации считают правомерным отказ по формальным признакам.
Обеспокоенность клиентов в связи с подобными отказами связана с опасениями попасть в черный список отказников и лишиться доступа к банковским услугам.
Однако как заверяет экс-глава комитета АРБ по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин, «отказ в проведении платежного поручения из-за ошибки или опечатки не является основанием для сообщения в Росфинмониторинг, и в черный список клиенты не попадут».
Причина роста количества бумажных платежек спровоцирована самими банками. Так, в случае наличия подозрений в рамках борьбы с легализацией преступных доходов кредитные организации отключают обслуживаемые компании от интернет банка: неприученные к платежкам на бумажных носителях клиенты ошибаются при заполнении документа и получают отказы.