Почему люди и компании попадают в «черные списки» банков
Центробанк России создал механизм исключения клиентов из черных списков: теперь банки смогут аннулировать сведения о гражданах, попавших в число ненадежных клиентов по технической ошибке или без законных оснований. Информация о создании сервиса, с помощью которого кредитные организации смогут отзывать направленные в Росфинмониторинг сведения о якобы недобросовестных клиентах, появилась на сайте ЦБ.
Согласно данным объединения предпринимателей «Деловая Россия», на сегодняшний день в числе недобросовестных банковских клиентов оказалось около 500 тыс. человек, сообщает РБК Новосибирск.
При этом отмечается, что около 10% граждан были отнесены к их числу по технической ошибке сотрудников кредитных организаций. Случаи попадания в черные списки добросовестных клиентов связаны с тем, что банки не учитывают специфику предприятий или особенности используемых ими систем налогообложения.
Источник приводит слова главы Росфинмониторинга по СФО Сергея Некрасова, который, выступая на Сибирской юридической неделе, рассказал о причинах создания «черных списков» для физических и юридических лиц: «Отмывание капиталов становится глобальной проблемой, угрозой экономической стабильности. Традиционные методы должны подкрепляться финансовой системой. Эксперты исходят из того, что банки наиболее подвержены рискам, связанным с отмыванием денег».
При этом представитель отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Управления Росфинмонитринга по СФО Оксана Нестеренко отмечает, что кредитные организации не имеют права блокировать счет клиента без заключения Росфинмониторинга или судебного решения. Тем не менее, в рамках действия 115-ФЗ, банки наделены полномочиями по приостановке проводимых операций на карте.
«Юридически это не блокировка счета, клиент имеет право получить свои средства, например, закрыв счет. Что же касается запроса документов — данные действия банка правомерны», — отметила Нестеренко.
По словам первого замначальника Сибирского ГУ Банка России Марины Асаралиевой, сведения, предоставляемые банкам, только информируют о том, что в действиях конкретных экономических субъектов обнаружены признаки совершения сомнительных операций. Они не являются инструкцией или рекомендацией для закрытия счетов или отказа в проведении банковских операций.
Как заявила Асаралиева, каждая кредитная организация вправе самостоятельно определять правила и признаки подозрительных операций, а данные Росфинмониторинга, служат лишь дополнительным основанием для идентификации противоправных действий.
— «Разумный» банк, ценящий своих клиентов, всегда постарается разобраться в подозрениях и запросит у клиента документы и иную необходимую информацию, что позволит выяснить цели и характер такой операции. Если клиент заинтересован в продолжении сотрудничества с банком, то он должен своевременно и в полном объеме представить запрашиваемые документы, — уверена Асаралиева.
— На практике имеет место ситуация, когда банки «перестраховываются» и отказывают клиентам только на том основании, что они являются фигурантами перечня, получаемого от Банка России. Это ответственность конкретного банка по отношению к своему клиенту, — резюмирует Асаралиева.