Правовое регулирование сферы новых финансовых технологий и современные угрозы использования криптовалют в преступных целях
В декабре 2017 года был открыт Центр блокчейн-компетенций Внешэкономбанка, который стал первой экспертной площадкой по внедрению блокчейн-технологий в сфере государственного управления и объединил ведущих мировых экспертов и российских практиков, решающих задачи по реализации пилотных блокчейн-проектов.
1-2 марта 2018 года прошел первый международный юридический форум «КриптоСреда», соорганизаторами которого выступили Центр и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».
В ходе форума выступал, в том числе, статс-секретарь – заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный, доклад которого был посвящен рискам криминального использования криптовалют и путям их минимизации правовыми средствами.
В своем выступлении он сообщил, что глобальное антиотмывочное сообщество заинтересовано в новых технологиях, однако вопросы, связанные с их регулированием и минимизацией рисков, присущих этим сферам, находятся в настоящий момент только на стадии обсуждения. Тем не менее это не означает, что данная сфера не регулируется, – все противоправные действия подпадают под соответствующие нормы уголовного права.
В качестве примера попытки регулирования сферы новых технологий статс-секретарь привел опыт Китая. Все началось с активного запуска их в правовое поле страны (к примеру, при участии государства создавались фермы майнинга криптовалют), но в итоге все пришло к запрету подобных технологий. Причина – высокие риски новых платежных средств.
По мнению заместителя директора Росфинмониторинга, можно выделить три основных категории платежных средств (их нельзя сводить только к криптовалютам):
- средства, аналогичные биткоинам, которые ничем не обеспечены и в связи с этим обладают высокой волатильностью курса;
- средства, схожие с эфириумом, то есть обеспеченные генерирующими их мощностями; эти категории осязаемы, их можно продать;
- токены – инвестиционные средства, которые выпускаются реально хозяйствующими субъектами для того, чтобы привлечь дополнительные инвестиции.
Статс-секретарь сказал, что в своей деятельности криптобиржи обменивают все три перечисленные категории новых платежных средств, не интересуясь их происхождением. Это и представляется регуляторам наиболее высокорисковой сферой, нуждающейся в схожем с банками регулировании.
Также П.Ливадный напомнил, что ключевым понятием финансового мониторинга, заложенного в антиотмывочное законодательство, является принцип прозрачности деятельности хозяйствующих субъектов. Его реализация достигается через идентификацию клиентов, определение структуры собственности и бенефициарных владельцев.
По мнению заместителя директора Росфинмониторинга, не стоит ожидать появления неожиданных правовых норм по отношению к новым игрокам финансового рынка. С точки зрения финансовой разведки, регулирование их деятельности должно включать элементы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, устанавливать статус криптобирж и прочих посредников, определять ответственность за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей по финансовому мониторингу. Все эти шаги должны опираться на идентификацию пользователей субъектами, предоставляющими финансовые услуги, и направление сообщения о подозрительной деятельности в уполномоченный орган. То есть, это те шаги, которые сегодня реализуются всеми субъектами системы финансового мониторинга. Таким образом, основные принципы национальной системы противодействия незаконной финансовой деятельности применимы и для ее новых игроков.
Говоря о правовом регулировании и контроле цифровых валют Денис Кунев, полковник юстиции и руководитель отдела Главного управления процессуального контроля Следственного комитета России, отметил, что в разных странах подходы к определению правового статуса криптовалют, деятельности по их майнингу и обороту значительно разнятся – от применения запретительных мер до полной легализации и включения соответствующих юридических норм в национальные законодательства, а криптоактивов – в финансовые системы государств.
Так, в США статус криптовалют определятся по-разному в зависимости от принятых в том или ином регионе судебных решений вследствие особенностей англо-саксонской правовой системы. В Японии криптовалюты в 2017 году были признаны платежным средством на законодательном уровне, в этот же период в Китае первичное размещение криптовалют (ICO) и работа соответствующих торговых площадок в свою очередь попали под запрет. В Швейцарии на фоне разработки регулирующего законодательства криптовалюты фактически уже приобрели статус денег в реальном секторе экономики. В Республике Беларусь принят и уже вступил в законную силу декрет «О развитии цифровой экономики», позволяющий физическим лицам свободно получать, продавать или покупать криптовалюту без специального лицензирования и налогообложения. В Российской Федерации разработаны сразу несколько законопроектов, вводящих соответствующий понятийный аппарат.
Говоря об использования криптовалют в преступных целях, полковник юстиции отметил, что правовая неопределенность цифровых активов способствует росту числа правонарушений, связанных с ними.
Д.Кунев также сказал, что правоохранители государств, в особенности тех, где блокчейн-технологии и оборот цифровых валют уже не воспринимаются как нечто необычное, систематически сталкиваются с фактами совершения преступлений, значительное число которых уже позволяет выделить в их числе несколько однородных групп.
Первая группа – появившиеся ранее всех других преступления, связанные с кибербезопасностью, позволяющие осуществлять хищения, вымогательства и иные противоправные действия в отношении как держателей криптовалют, так и тех, кто лишь намерен их приобрести или совершить иные оборотные операции. Речь может идти и о так называемых DDoS-атаках на платформы ICO, целью которых также является хищение криптовалют либо техническая остановка деятельности биржи с целью дальнейшего получения выкупа за возобновление ее работы. Там, где криптобиржи анонимны и находятся вне поля правового регулирования, получить соответствующую защиту со стороны правоохранительных органов становится маловероятным, а чаще всего невозможным по причине отсутствия предмета преступления как такового.
Вторая группа – незаконные операции по реализации ограниченных или запрещенных в гражданском обороте товаров и услуг в обмен на криптовалюту. К ним относятся незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, оружия, торговлю людьми, сексуальными услугами, детской порнографией, похищенными культурными ценностями и т. п. Так, из подготовленного в ООН Всемирного антинаркотического доклада (World Drug Report), в 2016 году более 25% наркотических средств в мире были приобретены через Интернет.
Тем не менее, полковник юстиции сообщил, что к настоящему времени правоохранительными органами различных государств уже в значительной степени отработаны схемы расследования незаконного оборота законодательно запрещенных предметов и услуг, завершившиеся вынесением обвинительных приговоров.
В качестве примера было приведено дело в отношении создателя анонимной торговой площадки «Шелковый путь» Росса Уильяма Ульбрихта, за два года существования которой объем продаж был зафиксирован на отметке в 9,5 млн биткоинов, а размер комиссии интернет-площадки за проведение транзакций превысил 80 млн долларов США. По итогам судебного рассмотрения в 2015 году Ульбрихту был назначен пожизненный срок тюремного заключения по обвинению в торговле запрещенными предметами, совершении киберпреступлений и отмывании денежных средств.
Кроме того, в Нидерландах в 2017 году в рамках проверки интернет-рынков арестовано 10 лиц за попытку обналичивания биткоинов, полученных за продажу наркотиков, через сеть посреднических организаций. В Дании житель королевства приговорен к 8 годам лишения свободы за аналогичные противоправные действия. Д.Кунев отметил, что аналогичные уголовные дела уже расследуются и российскими правоохранительными органами, в связи с чем важно своевременно их выявлять и реагировать на возникающие угрозы, ясно понимая опасность тех вызовов, с которыми мир столкнулся благодаря новой виртуальной реальности.
При этом легализация преступных доходов и финансирование терроризма с каждым годом становятся все более популярной сферой применения и использования криптовалют. Об этом свидетельствуют отчеты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая по результатам состоявшегося в конце февраля 2018 года Пленарного заседания приняла решение о разработке и принятии новых дополнительных инициатив, направленных на минимизацию рисков противоправного использования криптовалют.
Руководитель отдела Главного управления процессуального контроля Следственного комитета России также отметил, что еще несколько лет назад о преступлениях с использованием биткоинов говорилось исключительно как о скрытой цепочке действий, не позволяющей установить виновных лиц вследствие анонимности проводимых транзакций. Тем не менее сейчас становится понятно, что именно технология блокчейн является гарантией того, что преступление будет раскрыто, а анонимные пользователи обнаружены, поскольку операции с криптовалютами оставляют такой криминалистический след, который позволяет сделать любую скрытую финансовую историю общедоступной.
В то же время правоохранительные структуры многих стран заявляют о необходимости создания единой базы данных, содержащей сведения о пользователях криптовалют, а также более скоординированном подходе при проведении совместных расследований и создании для этого необходимой нормативной основы.
Полковник юстиции также упомянул Управление ООН по наркотикам и преступности, которое разработало специальный курс по обучению криптовалютным расследованиям, в рамках которого проводятся ежегодные тренинги для сотрудников правоохранительных органов и органов финансовой разведки.
Текущее положение дел приводит к выводу о необходимости правового регулирования и контроля криптовалют с целью определения их юридического статуса. Крайне важно при этом, чтобы во всех государствах применялись единые подходы к подобному регулированию, что станет возможным лишь в случае разработки и принятия универсального международного правового инструмента, в котором должен быть отражен не только юридический статус криптовалюты, но и содержаться основные рамочные стандарты процессов, связанных с ее оборотом, включая единые требования в сфере ПОД/ФТ.