Интерфакс
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
ПОД/ФТ
28 февраля 2023

Совет по кодификации при президенте РФ не поддержал пакет законопроектов о цифровом рубле

Совет по кодификации при президенте РФ не поддержал проекты законов о введении и регулировании цифрового рубля, в частности у членов совета возникли вопросы к структуре правоотношений ЦБ и участников платформы цифрового рубля, говорится в сообщении комитета Госдумы по законодательству со ссылкой на председателя совета Павла Крашенинникова. Ранее с критическими замечаниями по проектам выступало правовое управление парламента и комитет по информационной политике Госдумы.

Пакет законов о цифровом рубле (N270852-8 и N270838-8) был внесен группой депутатов в конце 2022 г.

Документы определяют правовой режим и правила использования цифрового рубля, правила его оборота. Согласно законопроекту, цифровой рубль становится безналичным денежным средством, валютой России. Ответственность за сохранность цифровых рублей несет Банк России. Законопроект вносит изменения в ряд статей Гражданского Кодекса (ГК) РФ, а также дополняет положениями о цифровом рубле законы о банкротстве, исполнительном производстве, национальной платежной системе, персональных данных.

"С учетом развития новых технологий, перехода к их использованию в финансовых и платежных системах, сама по себе идея о цифровой форме существования национальной валюты не вызывает возражений. Однако ее реализация в законодательстве требует проработки ряда концептуальных вопросов, ответы на которые, к сожалению, в законопроектах не просматриваются", — отметил Павел Крашенинников.

Сомнения совета вызвала целесообразность введения и использование в ГК новых терминов — оператор платформы цифрового рубля, участник платформы цифрового рубля. "Разработчики определили договор цифрового счета (кошелька), как разновидность договора банковского счета, поэтому достаточно использовать устоявшуюся терминологию по отношению к сторонам договора: клиент (владелец счета) и банк", — говорится в сообщении.

"Некоторые нормы, которыми предлагается дополнить ГК, уже содержатся в общих положениях о банковском счете, которые предполагается распространять на договор цифрового счета. Мы не можем поддержать принятие подобных положений. Такого рода дублирование скажется на системности ГК и может вызвать в дальнейшем правовую неопределенность", — заявил Павел Крашенинников.

Законопроект вносит изменения в закон о национальной платежной системе. По нему ЦБ будет обязанным лицом по договору цифрового счёта, но исполнение своих обязательств по договору частично возложит на третьих лиц — участников платформы цифрового рубля. Именно участники платформы будут принимать распоряжения пользователей платформы цифрового рубля о перечислении цифровых рублей, проверять их полномочия по распоряжению, реквизиты распоряжения и подтверждать возможность исполнения распоряжения. В свою очередь исполнять распоряжение будет ЦБ.

"По мнению совета, структура всех этих правоотношений в проектах представлена крайне размыто, нет ясности в том, в каком качестве в них участвуют указанные выше посредники, не определены порядок выбора финансовых посредников", — говорится в сообщении.

По мнению совета, обязанность по предоставлению доступа к платформе цифрового рубля необходимо квалифицировать и описать более подробно. "Также не до конца понятно, при осуществлении каких именно функций Банк России выступает как оператор платформы, а каких - как участник, и как это сказывается на его ответственности", — говорится в сообщении.

По мнению совета, представленные законопроекты не позволяют в достаточной мере чётко разграничить гражданско-правовой и публично-правовой статусы Банка России.

Ранее свои критические замечания к документу представили комитет Госдумы по информационной политике и правовое управление парламента. В частности, комитет считает, что из законопроекта должна быть исключена норма о том, что операции с персональными данными в рамках работы платформы ЦБ по цифровому рублю не должны находиться под контролем Роскомнадзора. В свою очередь целый блок вопросов правового управления вызвали поправки в закон "Об исполнительном производстве". Так, проект закона предусматривает, что в случае отсутствия у должника открытого ему в банке или иной кредитной организации банковского счета, он вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении ему цифровых рублей на цифровом счете в сумме, соответствующей минимальному доходу. При этом в соответствии с законопроектом, если у гражданина нет банковского счета, у него нет и доступа к платформе цифрового рубля.

Профильным комитетом по данному законопроекту является комитет Госдумы по финансовому рынку, который еще не представил заключение на документ. Между тем, по информации "Интерфакса", глава комитета Анатолий Аксаков уже направил в правительство поправки в Налоговый кодекс (НК) в части интеграции в законодательство РФ о налогах и сборах цифрового рубля. На документ было получено положительное заключение, но при этом с целым рядом замечаний технического характера.

Теги: КРИПТОВАЛЮТА/ЦФА

Еще по этой теме:

  • 6 маяКомитет Госдумы предложил реформу регулирования ЦФА — источник
  • 28 апреляГлава Национального банка Швейцарии отказался включать биткоин в валютные резервы
  • 24 апреляМинфин и ЦБ РФ запустят криптобиржу для "суперквалифицированных" инвесторов
  • 23 апреляСторонник криптовалют Пол Аткинс официально возглавил SEC, сменив Гэри Генслера
подписаться на новости

Введите свой email и мы будем информировать о самых важных событиях в области комплаенс: изменения в законодательстве, аналитику, обновления санкционных списков и т.д.

Конфиденциальность ваших данных гарантируем.

  • Главная
  • Новости
  • Мероприятия
  • Возможности
  • Статистика
  • Контакты
  • Об Интерфаксе
16+

Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя X-COMPLIANCE.RU. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 84696 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.02.2023.

Исторические данные: Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя - XCO.NEWS. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 70754 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.08.2017.

Редакция сетевого издания «X-Compliance» не несет ответственность за мнения экспертов, использованные в материалах издания. Публикуемые мнения могут не совпадать как с позицией редакции сетевого издания «X-Compliance», так и с позицией органов и организаций, осуществляющих контроль и надзор в соответствующей сфере. Информация публикуется исключительно в целях доведения существующих экспертных мнений до сведения заинтересованных лиц.

© 1991–2025 АО «Финмаркет». Все права защищены.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения АО «Финмаркет»

Учредитель АО «Финмаркет»

127006, город Москва, улица Тверская-Ямская 1-я, дом 2, строение 1, комната 2411

Главный редактор Новиков А.В.

E-mail: info@x-compliance.ru

Телефон: +7 (495) 357-88-08

Если вы нашли опечатку на странице, нажмите Ctrl+Enter

Политика обработки персональных данныхУсловия использования информацииОбработка файлов cookieОбщие условия использования закрытой части X-Compliance