Среди мер ЦБ по защите интересов граждан – поддержка дистанционного обслуживания
Банк России утвердил дополнительные меры по защите интересов граждан в условиях пандемии.
Пресс-служба регулятора отмечает, что преимущественное дистанционное проведение финансовых сделок позволит клиентам не посещать офисы, а кредитным организациям не выводить на работу большое количество сотрудников.
Некоторые операции, в частности открытие счета, в настоящее время требуют личного присутствия физического лица. Данное требование может быть смягчено, если целью открытия счета является проведение социально значимых платежей (перечисление алиментов, пенсий, стипендий и т.д.).
Кроме того, в текущих условиях заключение сделок с недвижимостью, в том числе с помощью ипотеки, затруднено, в результате чего граждане часто вынуждены откладывать решение своих жилищных вопросов. Это также негативно влияет на динамику жилищного строительства. При этом ряд находящихся в работе сделок не могут быть завершены, поскольку для заключения сделки ипотечного кредитования требуется присутствие заемщика в офисе для проведения идентификации клиента.
В текущей ситуации кредитным организациям целесообразно смягчить ряд подходов в части идентификации клиентов в целях организации дистанционной работы, в том числе по предоставлению ипотеки. Для поддержания ипотечного кредитования за счет удаленного оформления ипотечных сделок Банк России принял следующие решения.
• На период до 1 июля 2020 года применять в отношении кредитных организаций меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», за допущенные кредитными организациями нарушения требований абзаца третьего пункта 5 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в части запрета открывать счета (вклады) клиентам без личного присутствия физического лица, открывающего счет (вклад), либо представителя клиента, только в случае выявления Банком России фактов открытия кредитными организациями таких счетов на основе недостоверных идентификационных сведений.
• Рекомендовать кредитным организациям в случае если у клиента имеется действительный квалифицированный сертификат, выданный действующим на момент выдачи аккредитованным удостоверяющим центром, повторно не оформлять клиенту квалифицированный сертификат у обслуживающего банка.