ЦБ вернулся к проекту регулирования обмена информацией между разными рынками
Источники "Коммерсанта" в правительстве, финансовом и телекоммуникационном секторах рассказали, что ЦБ вернулся к идее законодательно урегулировать обмен информацией между банками и операторами связи. Речь, по словам собеседников СМИ, идет, в частности, о случаях смены сим-карт, мобильного устройства и другой технической информации.
Планируется закрепить обмен данными через Единую информационную систему проверки сведений об абонентах операторов связи (ЕИС ПСА), которая курируется Роскомнадзором.
Инициатива обсуждается не первый год, в 2018 году группа депутатов (Анатолий Аксаков, Игорь Дивинский и др.) внесла в Госдуму законопроект, который предполагал создание единого сервиса верификации клиентов банков для противостояния мошенническим операциям. Проект прошел первое чтение в марте 2019 года, однако затем его рассмотрение было приостановлено.
Сейчас к идее вернулись на фоне роста интернет-мошенничества и кибератак, говорит источник издания в правительстве.
Хотя в 2022 году число случаев хищения денег с банковских счетов россиян сократилось впервые за семь лет (на 15,31%, до 877 тыс.), размер ущерба вырос на 4,3%, до 14,2 млрд руб. ЦБ сообщал, что по его инициативе было заблокировано более 750 тыс. телефонных номеров, которые использовали мошенники.
В ЦБ "Коммерсанту". подтвердили, что при участии органов власти ведут работу по подготовке законопроекта для рассмотрения во втором чтении. Роскомнадзор "участвует в обсуждении инициативы". О том же говорят в ВТБ, где "поддерживают ее реализацию".
В МТС сообщили, что также участвуют в дискуссии, "считая важной защиту абонентов". Однако операторы относятся к идее критически. Так, в "Мегафоне" считают, что появление посредника в передаче информации "будет способствовать дополнительным издержкам на создание соответствующей инфраструктуры и, следовательно, росту тарифов".
В Tele2 поясняют, что цели операторов и банков не совпадают. "В рамках реализации ЕИС ПСА банки преследуют цель оптимизации расходов", — отмечают там. В компании настаивают на "сохранении адекватной коммерческой составляющей во взаимодействии с банками". В "Вымпелкоме" отказались от комментариев.
Сейчас операторы получают деньги за информацию о событиях (смена сим-карты или устройства, в котором она используется), это коммерческая услуга для коммерческих структур, отмечает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова.
"Вмешательство регулятора в коммерческие отношения в первую очередь навредит операторам, лишив их дохода за услуги и возможности договариваться с каждой финансовой организацией о тарифе", — говорит она. Банки же, по ее мнению, лишатся возможности получать индивидуальные технические условия с учетом нагрузки, что позволяет обеспечить бесперебойность сервиса.
Сегодня только у самых крупных банков есть прямые договоры с сотовыми операторами об оповещении о фрод-событиях с телефонами клиентов (смена сим-карты, владельца номера, устройства и др.), уточняет глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. "Законопроект в 2018 году застопорился, поскольку операторы хотят получать плату в зависимости от количества запросов, и очевидно, что у крупных банков их будет много и тариф низкий, а для мелких — цена может оказаться неподъемной", — говорит он.
Вокруг тарифов "сейчас и идут все споры", предполагается, что их будет утверждать правительство, подчеркивает господин Емелин.