Банки могут стать участниками контрактной системы, попасть под контроль ФАС
Российские банки, имеющие право работать со спецсчетами для размещения средств обеспечения заявок на участие в госзакупках, официально могут стать участниками контрактной системы, оказаться подотчетными Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России, следует из проекта оптимизационных поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.
Одна из подготовленных Минфином поправок этого законопроекта включает банки в число участников контрактной системы. Другая поправка к 44-ФЗ относит такие банки к числу субъектов контроля в сфере закупок (осуществляется ФАС).
В пресс-службе Минфина "Интерфаксу" отметили, что включение банков в субъекты контроля означает, что они должны будут выполнять действия, предусмотренные 44-ФЗ. "То есть блокировать/разблокировать денежные средства надлежащим образом, — сказали в Минфине. — Если этого банк не делает, то участники закупок смогут подать жалобу в ФАС".
В оптимизационном пакете поправок к 44-ФЗ конкретных (дополнительных) механизмов по воздействию на банки, нарушающие нормы закупочного законодательства, не прописано.
Одна из поправок предусматривает, что в случае выявления обстоятельств о несоответствии банка (имеющего право работать со спецсчетами) соответствующим требованиям 44-ФЗ (или о соответствии этим требованиям банка, не включенного в перечень), такие сведения направляются ЦБ РФ в Минфин для внесения соответствующих изменений в названный перечень банков.
Эта норма не связана с включением банков в число субъектов контроля по 44-ФЗ, подчеркнули в Минфине - она регламентирует порядок формирования перечня банков, имеющих право работать со спецсчетами.
"Здесь устанавливается положение, согласно которому ЦБ РФ сигнализирует в Минфин о том, что есть банк, который начал соответствовать требованиям правительства, и его необходимо включить в перечень, — сказали в министерстве. — Либо наоборот, сигнализирует о том, что банк, включенный в перечень, перестал соответствовать требованиям и его необходимо исключить".
В 2018 году вступила в силу значительная часть масштабных поправок к 44-ФЗ и закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), предусматривающая электронизацию закупочных процедур. В том числе нормы, определяющие порядок работы механизма спецсчетов для размещения средств обеспечения заявок.
Открытием и ведением спецсчетов могут заниматься российские банки, соответствующие ряду требований. В их числе наличие универсальной лицензии, собственного капитала в размере не менее 25 млрд рублей (по данным ЦБ РФ на день проверки на соответствие указанным требованиям), наличие кредитного рейтинга не ниже A-(RU) или ruA-, участие банка в системе обязательного страхования вкладов физлиц в банках РФ, отсутствие просроченной задолженности.
Перечень банков, соответствующих этим требованиям и имеющих право работать со спецсчетами, утвержден правительством РФ. В настоящее время в этот перечень входит около 20 банков.
Для работы со спецсчетами такие банки должны обеспечивать взаимодействие со всеми электронными торговыми площадками, которые отобраны правительством РФ для проведения госзакупок.
Ранее участники госзакупок, электронные торговые площадки (ЭТП) отмечали, что банки нередко допускают нарушения норм 44-ФЗ, регламентирующих работу со спецсчетами и банковскими гарантиями. Летом прошлого года Минфин и ЦБ занялись проработкой мер, направленных на безусловное выполнение обязательств по банковским гарантиям, выданным банками в рамках госзакупок.
"Проблематика (неплатежей по банковским гарантиям — ред.) известна и такое явление имеет место быть, — говорила руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова в ходе Петербургского форума контрактных отношений. — Министерство совместно с ЦБ РФ проводит анализ по возможности влияния на финансовые организации в части исполнения ими обязательств по банковским гарантиям".
Также Демидова отмечала, что ФАС России готовит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают введение ответственности для банков за нарушения при оказании услуг при госзакупках. Речь идет, в частности, о введении ответственности для банков за блокирование или не блокирование средств участников закупок на спецсчетах, за неисполнение обязательств по банковским гарантиям.