Банки начали борьбу с "рационализаторами": блокируют кредитки клиентов без процентов
Российские банки начали массово снижать лимиты и блокировать операции по кредитным картам клиентов, которые стабильно укладываются в льготный период и не приносят прибыли. По данным РБК, "Уралсиб" и ряд других банков решили бороться с так называемыми "рационализаторами" — держателями карт, которые используют заемные средства для размещения на вкладах или участия в так называемых банковских каруселях, извлекая доход за счет разницы ставок.
Зампред правления "Уралсиба" Станислав Тывес пояснил, что при ключевой ставке в 21% и снижении объемов розничного кредитования банки вынуждены пересматривать условия для недоходных клиентов. Если раньше банки терпели таких клиентов на фоне высокой выдачи кредитов наличными и более низкой ставки в 6%, то сейчас ситуация изменилась — расходы на кешбек стали слишком высокими, а доходность по кредиткам резко упала. Тывес подчеркнул, что речь идет о клиентах, которые имеют значительные суммы на депозитах и параллельно пользуются кредитными лимитами как способом обогащения, а не потребления.
Он уточнил, что банк может снизить лимит до нуля, в результате чего карта становится недоступной для расходных операций. При этом долг клиент погашает по прежним условиям — банк не может потребовать досрочное погашение, если нет просрочки. По его оценке, таких клиентов осенью 2024 года было около 5–6% от всех держателей кредитных карт.
Клиенты жалуются на урезание лимитов не только в "Уралсибе", но и в Альфа-банке, Ренессанс Банке, Совкомбанке и Т-банке. На форуме Banki.ru с начала апреля размещены десятки обращений по этому поводу. Представители некоторых банков, в том числе Т-банка и ОТП Банка, отрицают наличие политики вытеснения "грейсовых" клиентов, но признают, что изменения в условиях обслуживания происходят из-за высокой ключевой ставки и необходимости увеличивать доходность продуктов.
Гендиректор аналитической компании Frank RG Юрий Грибанов подтвердил, что тренд на сокращение лимитов начал формироваться осенью прошлого года. Изначально это были точечные решения, сейчас же практически все крупные банки так или иначе проводят такую оптимизацию. Он добавил, что кредитные организации не могут в одностороннем порядке закрыть договор по карте — максимум, что разрешено, это снижение лимита до символической суммы. Закрытие счета без оснований может обернуться жалобой в ЦБ.
По данным Frank RG, около 26% держателей кредиток в России на середину 2024 года стабильно укладывались в льготный период, хотя еще два года назад таких было 30%. Однако банки оценивают клиентов не только по процентной доходности: важны наличие других продуктов — ипотеки, вкладов, инвестиций — и использование кросс-продаж.
Независимый аналитик Андрей Бархота делит пользователей кредиток на два типа: "рационализаторов", которые используют карту как транзакционный инструмент и ориентируются на кешбек, и "гусаров-заемщиков", живущих в кредит. Банки корректируют условия именно для первой группы.
Илья Иванинский, партнер консалтинговой компании "Яков и партнеры", объясняет, что снижение лимитов помогает банкам сократить нагрузку на капитал: на одобренный лимит банк должен создавать резервы. Он считает, что агрессивно снижать лимиты у дисциплинированных клиентов, которые могут взять другие продукты, банки вряд ли будут.
Старший директор "Эксперт РА" Иван Уклеин добавляет, что банки получают выгоду не только от процентов, но и от комиссий, страховок, анализа пользовательских данных и продаж дополнительных услуг. По его мнению, ужесточение условий — попытка сохранить рентабельность в условиях роста ставок и падения маржи.
Жесткая политика банков по отношению к недоходной группе держателей кредиток может стать устойчивой, допускает сооснователь Futureproof Егор Кривошея. По его мнению, если конкуренция будет происходить преимущественно в банковской среде, такой тренд может закрепиться. Но если усилится давление со стороны финтеха и альтернативных форм кредитования, то банки будут вынуждены смягчить подход, чтобы не потерять клиентов.