Банки ОАЭ начали массово закрывать счета компаний с российскими корнями
Банки ОАЭ начали массово закрывать счета компаний с российскими корнями. Об этом РБК Pro сообщили юристы, специализирующиеся на сопровождении международного бизнеса.
Как заявила управляющий партнер FTL Advisers Мария Чуманова, речь идет не только о санкциях, но и о более формальных причинах — от неответа на письмо банка до ошибок в документах. По ее словам, в настоящее время банки проводят "зачистку российского портфеля" клиентов, ужесточая требования к соблюдению комплаенс-процедур.
Старший партнер Nordic Star Андрей Гусев уточнил, что, по оценкам юристов, от 20% до 30% компаний с участием российских бенефициаров сталкиваются с ограничениями или закрытием счетов. Он напомнил, что с февраля 2024 года крупные банки ОАЭ начали ужесточать политику в отношении клиентов из РФ в связи с рисками попадания под вторичные санкции США и ЕС.
Среди причин закрытия счетов эксперты называют:
- игнорирование запросов со стороны банка;
- ошибки или неполноту в корпоративных документах;
- несоответствие операций заявленным видам деятельности;
- подозрительные транзакции (в том числе с офшорами);
- взаимодействие с юрисдикциями из серого и черного списков FATF;
- наличие в санкционных списках партнеров или бенефициаров.
Партнер IPN Partners Владислава Тарасенко отметила, что в апреле 2025 года в ОАЭ была проведена масштабная внутренняя проверка банков, в рамках которой анализировались связи клиентов с Россией. В результате некоторые компании, не успевшие ответить на запросы или допустившие неточности в информации, потеряли доступ к счетам.
По словам юристов, восстановление деловых отношений с банком после закрытия счета представляет собой крайне сложный процесс. Гораздо эффективнее — открыть счет в другом банке, учитывая сделанные ранее ошибки. Однако эксперты предупреждают, что выбор ограничен: на рынке ОАЭ насчитывается менее двух десятков банков, и лишь 5–7 из них сопоставимы по масштабу с Emirates NBD или FAB.
Для снижения рисков юристы рекомендуют заранее подготавливать документы, регулярно проводить транзакции, оперативно отвечать на запросы, не отклоняться от рамок лицензии и поддерживать контакт с менеджером счета.