Банки предложили обязать мессенджеры разрывать звонки при подозрении на мошенничество
Банковские организации предложили обязать мессенджеры и другие организаторы распространения информации (ОРИ) автоматически прерывать голосовые вызовы и переписки при выявлении признаков мошенничества. Соответствующие предложения направлены Национальным советом финансового рынка (НСФР) в комитет Госдумы по финансовому рынку, пишет РБК.
Согласно документу, предлагается использование антифрод-систем на базе нейросетей и технологий искусственного интеллекта, которые будут в режиме реального времени анализировать коммуникации пользователей. При выявлении подозрительной активности системы должны инициировать разрыв соединения.
Кроме того, НСФР предлагает:
- автоматически блокировать звонки от абонентов, отсутствующих в контактной книге пользователя, если не получено предварительное разрешение;
- блокировать аккаунты в мессенджерах в случае блокировки привязанного номера оператором связи из-за мошенничества;
- внедрить ИИ-системы голосового антифрода с возможностью вмешательства в подозрительные звонки;
- безвозмездно передавать информацию о признаках мошенничества от операторов связи в банки.
Срок блокировки аккаунта при выявлении мошенничества должен составлять не менее 60 дней. При этом порядок выявления мошенничества, а также критерии и условия блокировки аккаунтов предлагается определить на уровне правительства.
В рамках реализации инициативы также предусмотрено, что Роскомнадзор будет направлять ОРИ запрос на блокировку аккаунта в течение 24 часов после получения информации от оператора связи. ОРИ, в свою очередь, должны будут выполнить требование в аналогичный срок.
Комитет Госдумы направил предложения в Минцифры, Генпрокуратуру, ФСБ, МВД и иные ведомства. Источник, знакомый с обсуждением, сообщил, что анализ звонков и переписок будет возможен только при согласии пользователя, что, по его словам, исключает нарушение тайны связи.
Директор Института исследований интернета Карен Казарян выразил сомнение в реализуемости предложений. По его словам, из-за распространенности децентрализованных p2p-технологий мессенджеры не имеют технической возможности вмешиваться в пользовательскую коммуникацию. Также он отметил, что иностранные сервисы, включая WhatsApp и Telegram, не обязаны соблюдать российские требования вне рамок международного регулирования.
Ранее во второй пакет мер по борьбе с кибермошенничеством были включены положения об обязанности операторов связи и банков возмещать клиентам ущерб, причиненный действиями мошенников, а также об ограничении доступа к сайтам с дипфейками и хакерскими инструментами.
В настоящее время в реестр ОРИ включены, в том числе, мессенджеры WhatsApp и Telegram.