ФАС хочет наказывать банки оборотными штрафами за рекламу
ФАС направила в Банк России предложения о введении оборотных штрафов для банков за нарушения законодательства о рекламе, сообщили "Известиям" в пресс-службе ведомства.
В письме ФАС предложено установить размер штрафов в зависимости от величины собственного капитала кредитных организаций. По данным службы, в 2024 году нарушения в рекламе финансовых услуг составили 14,23% от общего количества нарушений рекламного законодательства.
Совместно с ЦБ ФАС ранее разработала рекомендации по размещению информации о вкладах с целью повышения прозрачности условий для потребителей. Ведомства описали практики, вводящие в заблуждение, и предложили стандарты отображения информации в мобильных приложениях и других дистанционных каналах.
В Центробанке подтвердили факт обсуждения инициативы. "Важно, чтобы штрафы не становились чрезмерной нагрузкой для небольших участников рынка и одновременно способствовали предупреждению нарушений", — отметили в пресс-службе регулятора.
По оценке профессора РАНХиГС Алексея Войлукова, в 2023 году было выдано около 1900 предписаний за нарушения рекламного законодательства, при этом доля банков была незначительной. Средний штраф для банков составил около 300 тыс. рублей, в то время как максимальный — 1,6 млн рублей.
Эксперт агентства "Эксперт РА" Владимир Тетерин считает, что оборотные штрафы могли бы стать эффективным инструментом при условии своевременного применения и строгого контроля. Он напомнил, что нынешние санкции часто несопоставимы с прибылью, которую получают банки от недобросовестной рекламы.
По мнению Войлукова, увеличение штрафов до 8 млн рублей при повторных нарушениях может быть оправдано, однако установление санкций до 1% от капитала представляется избыточным. Он отметил, что большинство нарушений носит субъективный характер и связано с разночтением норм.
Член генсовета "Деловой России" Владимир Прохоров поддержал инициативу ФАС, назвав ее шагом к усилению финансовой безопасности граждан. В то же время он подчеркнул необходимость решения других проблем, в том числе — использования сложных формулировок в рекламе банковских продуктов.