ФАС намерена оштрафовать Росморпорт за высокие тарифы в порту Магадана
Арбитражный суд Магаданской области признал законным решение регионального УФАС, в котором антимонопольная служба зафиксировала злоупотребление ФГУП "Росморпорт" доминирующим положением в морском порту Магадан в части установления высоких лоцманских сборов.
Магаданское управление ФАС сообщает, что в январе 2024 года признало "Росморпорт" нарушившим антимонопольное законодательство. Заявителем по делу выступило ООО "Колыманефтепродукт". По мнению ведомства, "Росморпорт" установил высокие ставки лоцманского сбора в порту, причем наращивал их быстрыми темпами. Рассматривался период с 2020 года до октября 2023 года.
Так, размер ставок за операцию за этот период вырос в 1,7
раза, а за милю — в 1,8 раза. Это привело к резкому росту доходности. При этом
состав продавцов и покупателей в морпорту за рассматриваемый период не
изменился.
"Таким образом, установленные и применяемые ФГУП
"Росморпорт" в морском порту Магадан (...) размеры ставок лоцманского
сбора для каботажных судов являлись монопольно высокими, что является
нарушением пункта 1 ч. 1 с. 10 закона о защите конкуренции", — говорится в
сообщении УФАС.
Соответственно, "Росморпорт" не согласился с этим
решением антимонопольного ведомства и обратился в суд.
В 2017 году ФАС России отменила ценовое регулирование на
рынке лоцманских услуг. "Росморпорт" утверждает, что с 2008 по 2017
годы ставки были установлены на заведомо убыточном уровне, индексировались на
величину значительно меньшую, чем уровень инфляции (за 2008-2017 годы суммарная
индексация ставок составила 66,7%, а уровень накопленной инфляции — 93,6%).
Накопленный убыток за этот период в порту Магадана составил 24,7 млн рублей,
что "создало объективные предпосылки для восстановления выпадающих доходов
в последующих периодах после отмены регулирования цен на рынке лоцманских
услуг", считает ФГУП.
В свою очередь антимонопольный орган сообщил, что
приведенные данные не имеют отношения к рассмотрению дела. Он также подчеркнул,
что "убыточность лоцманских услуг в период государственного регулирования
является прямым следствием действий ФГУП "Росморпорт", выразившихся в
предоставлении недостаточного обоснования всех понесенных затрат и размера
прибыли, необходимой для безубыточной реализации услуг".
Ввиду отсутствия железнодорожного и регулярного
автомобильного сообщения с иными регионами, грузовое снабжение Магаданской
области в значительной части осуществляется за счет морских перевозок. В
результате значительное увеличение лоцманского сбора влечет за собой удорожание
общей стоимости морских грузовых перевозок в Магаданскую область и обратно, что
отражается на конечной стоимости товаров и приводит к "возникновению неблагоприятных
экономических последствий для участников соответствующего и смежных
рынков".
УФАС выдало "Росморпорту" предписание об
установлении экономически обоснованных тарифов. За нарушение антимонопольного
законодательства "Росморпорт" будет привлечен к административной
ответственности с наложением оборотного штрафа, который будет рассчитан
позднее.
Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского
моря в Тауйской губе и включает в себя участки морского порта в бухте Нагаева и
в бухте Веселая. Морской порт принимает суда под обработку длиной до 200 метров
и осадкой до 11 метров. Период навигации в порту — круглогодичный. По данным
ФГБУ "АМП Охотского моря и Татарского пролива", в порту имеется 13
причалов, из которых 3 для нефтепродуктов, 2 для контейнеров, и 8 для других
грузов. Общий грузооборот морского порта Магадан в 2023 году составил 1,65 млн
тонн, отмечает "Интерфакс".