ФАС отказалась от новых антимонопольных требований к маркетплейсам, но предложила уточнить регулирование автоакций
ФАС не считает нужным вводить специальные антимонопольные требования для маркетплейсов, так как действующий закон "О защите конкуренции" уже запрещает монополистическую деятельность цифровых платформ, пишут "Ведомости". Об этом ведомство сообщило в письме аппарату правительства от 6 марта в ответ на поручение вице-премьера Дмитрия Григоренко, которое он дал 20 февраля по итогам обсуждения законопроекта о платформенной экономике.
Законопроект, разработанный Минэкономразвития и внесенный в правительство, должен урегулировать отношения между операторами платформ, их партнерами и пользователями. ФАС считает, что введение понятия "крупные платформы" и специальных антимонопольных требований к ним не требуется, так как уже действуют механизмы, запрещающие ограничения конкуренции и ущемление интересов потребителей. Представитель Григоренко пояснил, что цель законопроекта – не ужесточение регулирования бизнеса, а создание понятных и прозрачных правил работы платформенной экономики.
При этом ФАС предложила уточнить законопроект, введя механизм, исключающий автоматическое согласие продавцов на участие в скидочных акциях. Сейчас маркетплейсы, такие как Wildberries и Ozon, автоматически устанавливают скидки за счёт продавца, если он не успеет снять соответствующую галочку в личном кабинете. 4 февраля ФАС вынесла предупреждения этим платформам и обязала их разработать "добровольный, прозрачный и прогнозируемый" механизм участия в акциях.
Согласно предложению регулятора, маркетплейсы должны за 14 дней уведомлять продавцов о намерении снизить цену и получать их явное согласие. Продавцы также смогут заранее установить минимальную цену, ниже которой платформа не сможет продавать товар, срок действия согласия и количество товаров, к которым оно применяется. Также предусмотрена возможность полного запрета на продажу товаров со скидками, после чего маркетплейсы не смогут отправлять уведомления о снижении цен.
Законопроект активно обсуждается с бизнесом. По словам представителя Григоренко, в ходе обсуждений было снято около 200 замечаний от предпринимателей, однако вопрос о дополнительных ограничениях для недобросовестных операторов цифровых платформ остаётся открытым.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) считают важным устранение дисбаланса между платформами и поставщиками. Глава ассоциации Станислав Богданов подчеркнул, что участие продавцов в автоакциях и инвестиции платформ в скидки требуют прозрачного регулирования. Он также указал на необходимость чётких механизмов согласия продавцов на участие в акциях и регулирования размера скидок, чтобы избежать ценового демпинга.
В Wildberries и объединённой компании Russ поддержали позицию ФАС, отметив, что не видят необходимости в дополнительных антимонопольных требованиях. В "Яндекс Маркете" от комментариев отказались, а в Ozon и Ассоциации интернет-торговли не ответили на запрос "Ведомостей".
Юристы напоминают, что антимонопольные ограничения для цифровых платформ уже установлены в статье 10.1 закона "О защите конкуренции", принятого в рамках пятого антимонопольного пакета. Эти нормы распространяются на маркетплейсы, если они оказывают "решающее влияние" на условия торговли и могут навязывать контрагентам невыгодные условия.