ФАС предлагает принять отдельный закон для регулирования маркетплейсов
Взаимодействие поставщиков с традиционной розницей принципиально отличается от сотрудничества маркетплейсов с контрагентами, заявил заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев, выступая на Неделе российского ритейла.
По его словам, источник рыночной власти торговых сетей заключается в монетизации ограниченного полочного пространства, тогда как маркетплейсы извлекают прибыль из оказания услуг, связанных с реализацией товаров конечным потребителям. В связи с этим, отметил он, возникающие в этих моделях проблемы различны и требуют отдельных подходов регулирования.
ФАС считает необходимым разработать федеральный закон, который обеспечит прозрачность условий работы маркетплейсов, включая порядок взимания комиссий и алгоритмы ранжирования товаров. При этом, подчеркнул представитель службы, регулирование не должно препятствовать развитию отрасли. Принятие соответствующего закона, по мнению ФАС, позволит системно решить ключевые вопросы и окажет положительное влияние на рынок электронной торговли.
Нижегородцев также сообщил об изменениях в Закон о торговле, вступивших в силу в 2025 году. В частности, сокращен до четырех рабочих дней предельный срок оплаты продовольственных товаров со сроком годности пять и менее дней при заключении договора в электронной форме. Кроме того, отменена выплата вознаграждений поставщиками за реализацию куриных яиц и сливочного масла, а также пресечена практика применения штрафов за отказ от поставок несогласованных объемов продукции.
"Все эти меры направлены на снижение транслируемых в оптово-отпускных ценах издержек поставщиков, и, как следствие, повышение доступности продовольственных товаров для граждан", — отметил он.
Говоря о ценовом саморегулировании на социально значимых рынках, замглавы ФАС напомнил, что механизм добровольных обязательств федеральных торговых сетей по ограничению наценок на отдельные товары продолжает действовать. В частности, "Х5", "Магнит", "Ашан", "Атак", "Дикси", "Бристоль", "Азбука вкуса" и "Магнолия" соблюдают обязательства по ограничению наценок на уровне 5–10%. По данным службы, в мае 2025 года средняя наценка по таким товарам в десяти крупнейших сетях составила 5,2%.
Кроме того, соглашения о стабилизации цен, заключаемые в соответствии с постановлением правительства №662, действуют в 61 регионе. В них участвуют 13 802 хозяйствующих субъекта, включая 198 производителей, 39 оптовиков, 13 454 торговые организации, 85 аптек и 26 автозаправочных станций. В субъектах РФ, где такие соглашения заключены, зафиксирована более стабильная динамика цен по сравнению с соседними регионами.