ФАС предложила маркетплейсам смягчить требования к продавцам, в противном случае грозит антимонопольными мерами
ФАС России по итогам заседания Экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий предложила Wildberries и Ozon доработать новые правила взаимодействия с продавцами товаров. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.
На заседании экспертного совета при ФАС действия маркетплейсов были квалифицированы как содержащие риски ущемления интересов продавцов и покупателей, а также признаки навязывания предпринимателям невыгодных условий работы на площадках.
"По мнению экспертов, введение подобных правил должно быть дополнительно проработано и скорректировано для смягчения последствий их применения. Новые механизмы в обязательном порядке должны носить прозрачный и понятный характер, а также учитывать ценовую политику представителей малого и среднего предпринимательства", — отмечается в сообщении ФАС.
В случае невыполнения рекомендаций ФАС обещает принять меры антимонопольного реагирования.
В ведомстве отметили, что в августе 2025 года в службу
поступили многочисленные жалобы от представителей малого и среднего
предпринимательства в связи с изменением порядка работы с продавцами
Wildberries. Одним из нововведений стало применение индекса остатка товара.
После его внедрения предприниматели с низким индексом должны были либо
оплачивать хранение товаров на инфраструктуре площадки по более высокой цене,
либо вывозить их, в противном случае на товары устанавливались скидки без
надлежащего согласования.
Кроме того, маркетплейс через механизм "конструктор
тарифов" внедрил порядок оказания дополнительных услуг без возможности
отказаться в любой желательный для продавца срок. Еще ранее Wildberries ввел
инструмент "привлекательная цена", вынуждавший предпринимателей продавать
продукцию по установленным маркетплейсом, а не продавцами, ценам (в конце
сентября компания отменила этот инструмент).
Как сообщили в пресс-службе Wildberries&Russ,
объединенная компания следует рекомендациям ФАС России и намерена принять меры
для доработки своих механик в интересах продавцов. Ранее компания по итогам
тестирования уже отказалась от инструмента "привлекательная цена" и
вернулась к логике работы, которая действовала до эксперимента, отмечает "Интерфакс".
ФАС зафиксировала значительное количество обращений
предпринимателей и в связи с новыми правилами Ozon. Если ранее продавцы могли
забирать отмененные или возвращенные заказы себе или отправлять их на склад
площадки, то с 1 октября 2025 года маркетплейс изменил правила и возвращенные
заказы автоматически отправляются на склады Ozon для повторной продажи. "В
результате предприниматели лишаются возможности свободно распоряжаться своим
товаром. Они не могут реализовывать его через иные каналы продаж", —
отмечается в сообщении ФАС.
"Помимо предпринимателей в ведомство также поступают
жалобы и от покупателей Ozon, чьи личные кабинеты на площадке блокируются без
объяснения причин", — добавили в службе.
В пресс-службе Ozon сообщили, что изучают обращение
регулятора и продолжат диалог для решения спорных вопросов и сохранения
прозрачных рыночных условий. Кроме того, по итогам обращений партнеров,
компания уже прорабатывает упрощение процесса вывоза возвратов со склада.