ФАС проверит аэропорты из-за жалоб авиакомпаний на монополизацию рынка авиационных услуг
ФАС по просьбе Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) создаст площадку для обсуждения претензий авиакомпаний к аэропортам, пишет "Коммерсантъ".
По данным газеты, АЭВТ заявила о недостаточном количестве независимых операторов в аэропортах и направила предложения перевозчиков по изменению законодательства. Так, авиакомпании просят увеличить обязательное количество независимых поставщиков услуг хендлинга, бортпитания и заправки, а также дать им в определенных ситуациях возможность самостоятельного обслуживания самолетов и пассажиров.
В ФАС уточнили, что в рамках экспертного совета по воздушному транспорту планируется рассмотреть поправки к правилам недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах или разработать новые нормативные акты, если такая необходимость "будет обоснована и поддержана всеми участниками рынка".
Общие правила о предоставлении доступа операторов к услугам аэропортов описаны в постановлении правительства 599. В 2021 году кабмин обязал Минтранс обеспечить работу как минимум одного независимого оператора в аэропортах с пассажирооборотом свыше 3 млн человек в год. Из 91 аэропортов федерального значения перечня Росавиации, такую планку преодолели 15 аэропортов, включая три московских, Пулково, Сочи, Новосибирск и Екатеринбург, отмечает газета.
Как рассказали в трех авиакомпаниях, направивших свои предложения, сейчас требования по наличию хотя бы одной не аффилированной с аэропортом компании по наземному обслуживанию соблюдается менее чем в десяти аэропортах по стране. В большинстве остальных услуги хендлинга и заправки оказывают, как правило, связанные с аэропортом компании. При в аэропортах возражают, что независимых игроков на этом рынке найти крайне сложно.
Участники АЭВТ отмечают, что целью работы площадки от ФАС должно стать ограничение монополизации рынка авиационных услуг в аэропортах. Авиакомпании обвиняют аэропорты в том, что они искусственно ограничивают доступ независимых операторов, обслуживающих авиаперевозчиков, через невыгодные условия аренды или невыполнимые правила работы, а в итоге "завышают стоимость своих услуг при одновременном снижении качества".