ФАС требует от Ozon и Wildberries раскрыть механизмы скидок за счет продавцов
ФАС потребовала от маркетплейсов Ozon и Wildberries объяснить механизм автоакций, в которых товары с низкой оборачиваемостью получают скидки за счет продавцов. Также служба проводит проверку по вопросу установления маркетплейсами собственных скидок, что может приводить к искусственному демпингу, сообщает "Коммерсантъ".
К обсуждению подключилось правительство, рассматривая инициативу обязать маркетплейсы уведомлять продавцов о снижении цен минимум за 14 дней и получать их согласие. В ответ на жалобы Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) ФАС выдала предупреждение Ozon и Wildberries. До конца марта маркетплейсы должны предоставить продавцам «прозрачные и понятные механизмы акций». В случае выявления нарушений могут быть возбуждены антимонопольные дела.
Дополнительно ФАС анализирует механизм автоматических скидок за счет самих маркетплейсов. В правительстве отметили, что соответствующий законопроект уже содержит положения о регулировании скидок. Так, любые изменения в цене товаров должны сопровождаться обязательным уведомлением и согласием продавца, независимо от того, кто финансирует скидку.
РАТЭК считает предложенные меры недостаточными. Ассоциация предлагает ограничить общий объем скидок, устанавливаемых маркетплейсами, чтобы предотвратить поддержание монопольно низких цен. В Wildberries заявили, что ценообразование остается за продавцом, а инвестиции в скидки увеличивают продажи. В Ozon на запрос журналистов не ответили.
По прогнозам аналитиков, в 2025 году оборот маркетплейсов в России достигнет 10,5 трлн рублей. Однако эксперты расходятся во мнениях о влиянии ограничений на ценообразование. Одни полагают, что маркетплейсы найдут альтернативные механизмы, такие как кешбэки и промокоды. Другие предупреждают, что запрет на демпинг может привести к росту цен и удорожанию рекламы на платформах.