Маркетплейсы стали быстрее реагировать на запросы ФАС, возбужденных дел пока нет — Пузыревский
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России отмечает улучшение взаимодействия с маркетплейсами после принятия "пятого антимонопольного пакета", направленного на регулирование цифровых рынков, претензии к крупным компаниям электронной торговли удается снимать без возбуждения антимонопольных дел, заявил в интервью "Интерфаксу" статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский.
"Торговые площадки в целом соглашаются с предлагаемым нами подходом, идут навстречу. На сегодняшний день нет возбужденных дел в отношении маркетплейсов, но те беспокойства, которые есть со стороны покупателей и со стороны продавцов, я имею в виду субъектов малого и среднего предпринимательства, мы стараемся их снимать. Я думаю, что в случае, если что-то не удастся урегулировать в рамках Гражданского кодекса или саморегулирования, всегда есть возможность антимонопольного реагирования", — сказал он.
Комментируя эффект от снятия весной этого года моратория на проверки IT-компаний, Пузыревский отметил, что маркетплейсы "стали более внимательно относиться к своим практикам". "Раньше мы направляли им письма и долго ждали окончательный ответ. Теперь диалог идет быстрее, все понимают последствия", — добавил чиновник.
Он напомнил, что ФАС в начале этого года провела анализ рынка электронной торговли в РФ. "В ходе анализа товарного рынка установлено, что за последние 2,5 года товарооборот на маркетплейсах вырос более чем в 7 раз — с 167 млрд рублей до 1 трлн 214 млрд рублей. Количество продавцов, реализующих товары через маркетплейсы, выросло также в 7 раз, со 100 тыс. до 700 тыс. организаций, и по сравнению с 15 млн человек в I квартале 2021 года уже 88 млн человек как минимум один раз совершили покупки товаров через цифровую торговую площадку", — привел Пузыревский результаты исследования, отметив, что одновременно с расширением бизнеса маркетплейсов возросло количество поступающих в ФАС жалоб.
Ранее сообщалось, что по итогам анализа рынка e-commerce в России компании Wildberries и Ozon были признаны организациями, занимающими доминирующее положение на рынке онлайн-ритейла — вместе они занимают на нем около 80%. В начале апреля этого года регулятор предписал Wildberries устранить множественные нарушения в работе с продавцами, а в конце месяца выдал предупреждение Ozon, усмотрев в его действиях признаки нарушения закона о защите конкуренции. ФАС говорила, что в случае неустранения маркетплейсами претензий может возбудить дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Глава службы Максим Шаскольский в июне говорил журналистам, что обе компании в целом выполнили все предписания ведомства, остается дискуссия по отработке механизмов взаимодействия на площадке продавцов и покупателей.