Маркетплейсы ответили на предложение ЦБ запретить устанавливать разные цены на площадках в зависимости от способа оплаты
В объединенной компании Wildberries&Russ и Ozon прокомментировали обращение председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной к главе Минэкономразвития Максиму Решетникову с предложением запретить онлайн-платформам устанавливать разные цены на своих площадках в зависимости от способа оплаты и подключить в качестве дополнительного контролера этого процесса ФАС.
Как заявили "Интерфаксу" в пресс-службе Wildberries&Russ, предлагаемые ЦБ меры носят избыточный характер. В компании отметили, что скидки маркетплейсов ничем не отличаются от других программ лояльности, широко распространенных в ритейле и банковской сфере.
"Так называемый запрет на установление различных цен
затрагивает исключительно скидки на средство платежа, которые не связаны с
доходом продавца и не финансируются за его счет. При этом площадка не вводит
дополнительных комиссий, наценок или барьеров для других платежных
инструментов, которые могли бы расцениваться как недобросовестная
практика", — заявили в компании.
"Инициатива о дополнительном надзоре со стороны ФАС и
вовсе выглядит непонятной, так как антимонопольная служба и так наделена всеми
методами контроля за действиями крупных цифровых платформ, в том числе
"Озон" и "ВБ". Так как она будет применяться ко всем
платформам, включенным в соответствующих реестр, могут пострадать малые и
средние участники, над которыми надзор ФАС не осуществляется", — считают в
Wildberries&Russ.
"На текущий момент закон не содержит введенного ЦБ понятия
"крупнейшие" платформы. При этом очевидно, что мера направлена на
двух участников, но не затрагивает, например, самого крупного в России и мире
непризнанного доминирующего эквайера — Сбер. Данный аспект остаётся без
внимания со стороны Банка России", — отметили в пресс-службе
Wildberries-Russ.
"Запрет на дистрибьюцию финансовых продуктов от банков,
связанных с платформами, фактически равнозначен запрету на деятельность таких
банков. Ведь стратегическая цель этих банков — удовлетворение запросов покупателей
в удобных средствах платежа и продавцов в финансировании и кредитах, которые
зачастую игнорируются крупными банками. Данное предложение создает существенный
арбитраж в пользу крупных банков, поскольку им не запрещаются аналогичные
практики в рамках собственных экосистем, а также не ограничиваются скидки при
совместной продаже и предоставлении дополнительных услуг от партнеров", — заявили
в Wildberries&Russ.
Предлагаемый "запрет на продажу через цифровые
платформы продуктов банков, связанных с операторами этих площадок"
означает, что маркетплейсы должны будут вывести свои банки за пределы
приложения и сайта, а также не рекламировать на сайте вклады, кредиты, карты,
отметили в компании.
"При этом предложения не содержат для банков
симметричного запрета на продажу собственных финансовых продуктов в своих
экосистемах. Более того, крупные банки открыто дискриминируют другие кредитные
организации, предлагая именно своим клиентам льготы и более низкие цены внутри
своих экосистем. Мы считаем, что регулирование должно быть справедливым и
распространяться на всех игроков, а не избирательно затрагивать отдельные
компании, ставшие объектом атаки конкурентов. Мы рассчитываем, что после
получения дополнительной информации и проведения дискуссий регулятор
пересмотрит свои предложения и придет к более сбалансированному подходу",
— заявили в компании.
В Ozon заявили, что не знакомы с оригинальным текстом
письма, но компания обсуждала с регулятором вопрос равного доступа всех
банковских организаций к программе лояльности маркетплейса.
"В рамках риторики о равном доступе странным выглядит
предложение запретить банкам, входящим в одну структуру с маркетплейсами
продажи их продуктов через маркетплейсы. Если следовать озвученной логике, при
покупке путешествия в Т-Трэвел вы получите кэшбек Т-Банка, а если оплатите тур
Озон Трэвел картой Озон банка — бонуса не получите. Если распространять эту
идею на всех игроков финансового рынка, то и баллы СберСпасибо видимо не должны
начисляться и списываться при оплате сервисов Сбера или товаров
МегаМаркета", — заявили "Интерфаксу" в пресс-службе
маркетплейса.