НСПК с 2025 года будет поощрять банки за возврат похищенных у граждан средств
Национальная система платежных карт (НСПК) планирует поощрять банки, которые самостоятельно инициируют через сервис "Добрая воля" возврат похищенных у граждан средств, рассказал замдиректора операционно-технологического департамента компании Георгий Дорофеев на Технологической конференции НСПК. Об этом пишут "Ведомости".
Компания планирует внедрить такой механизм поощрения в течение 2025 года, размер вознаграждения сейчас прорабатывается, уточнил Дорофеев. Согласно статистике НСПК, сейчас в 40% случаев именно банки, которые приостановили вывод, инициируют возврат денег.
"Чтобы сделать для таких банков использование сервиса более
интересным, мы планируем внедрить финансовое поощрение, некий аналог
межбанковской комиссии. Это будет некоторый процент от суммы возврата, но не
более какого-то фиксированного значения", — уточнил Дорофеев. Он отметил, что в
пользу НСПК никаких дополнительных комиссий не будет, потому что на первом
месте для компании стоит борьба с мошенничеством.
Инициатива НСПК должна способствовать более активному
возврату средств граждан через данный сервис, считает начальник управления
защиты корпоративных интересов ВТБ Дмитрий Ревякин.
Сервис возврата похищенных средств НСПК является полурабочим, считает МВА-профессор бизнес-практики по цифровым финансам РАНХиГС Алексей Войлуков. В его понимании, НСПК отслеживает движение украденных денег через свою систему, а потом предлагает всем банкам — участникам цепочки перевода этих средств вложиться в общую сумму, чтобы вернуть ее клиенту. Но если банк не виноват, то он может не возвращать клиенту деньги, особенно если речь идет о крупных суммах, указывает Войлуков. К тому же украденные у граждан средства в любом случае идут через систему НСПК, поэтому она по определению должна становиться соучастником этих выплат, считает он.