Правительство предлагает снять запрет на механизм BNPL при покупках у иностранных компаний
Правительство поддержало законопроект о передаче под контроль ЦБ регулирования сервисов покупок в рассрочку BNPL (buy now, pay later), предложив увеличить с 15 тыс. до 50 тыс. рублей лимит покупок без передачи данных в бюро кредитных историй (БКИ) и исключить прописанный в проекте запрет на оплату товаров в рассрочку у зарубежных продавцов, рассказал "Интерфаксу" источник, знакомый с ходом рассмотрения документа. Законопроект (N689381-8) был внесен в парламент в августе 2024 года.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕПУТАТОВ
C помощью сервисов BNPL покупатели могут оплачивать товар по
частям, без переплат, а продавцы сразу получают полную стоимость покупки. При
этом такие посредники не заключают с потребителем договор кредита и их услуги
не регулируются. Внесенный ранее депутатами законопроект определял статус
посредника, который будет выполнять функции оператора сервиса рассрочки. Таким
посредником может выступать юридическое лицо, зарегистрированное в форме
хозяйственного общества, а также банк или микрофинансовая организация. Если
оператором сервиса рассрочки является не банк и не микрофинансовая организация,
его минимальный размер капитала должен составлять не менее 5 млн рублей.
Законопроект наделяет ЦБ полномочиями регулировать
деятельность BNPL-сервисов, вести реестр операторов, отмечает "Интерфакс".
Согласно документу, максимальный срок рассрочки с 1 декабря
2025 года (дата вступления в силу закона) составит шесть месяцев, а с 1 декабря
2027-го не сможет превышать четыре месяца. Максимальный лимит на сумму покупок
в сервисах рассрочки без передачи данных в бюро кредитных историй установлен в
15 тыс. руб. Если сумма превысит этот порог, оператор будет обязан направить
информацию в БКИ.
ЗАМЕЧАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
В законопроекте был прописан запрет на использование сервиса
рассрочки для иностранных продавцов "Оператор сервиса рассрочки не вправе
исполнять поручения пользователя по оплате товаров (работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности), которые приобретаются у продавцов
(исполнителей, подрядчиков, лицензиаров (сублицензиаров), не являющихся российскими
юридическими лицами или индивидуальным предпринимателями", — говорится в
тексте законопроекта.
То есть, сервисы рассрочки согласно законопроекту, не могут
использоваться для покупок у иностранных компаний или ИП, что фактически
ограничивает их применение только российскими продавцами.
Правительство в своем отзыве предлагает исключить этот
запрет. "Из законопроекта необходимо исключить запрет для оператора
исполнять поручение по оплате объектов рассрочки, приобретаемые у продавцов
(исполнителей, подрядчиков, лицензиаров (сублицензиаров), которые не являются
российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями", —
говорится в тексте отзыва.
Кром того, правительство указало на необходимость уточнения
понятия "сервис рассрочки", поскольку оно не раскрыто в федеральных
законах. Также в документе предлагается более четко разграничить сферу
регулирования — закон не должен распространяться на прямые отношения между
покупателем и продавцом без участия посредника.
Правительство предлагает установить лимит на сумму покупок в
сервисах рассрочки, данные о которых не передаются в БКИ, на уровне 50 тыс. рублей
с 1 января 2026 года. Это выше изначально предложенного депутатами лимита в 15
тыс., но ниже лимита в 100 тыс. рублей, который в ноябре в своем отзыве
предлагал Минфин.
Еще одно замечание касается первого платежа в сервисах
рассрочки. В отличие от депутатского варианта, правительство считает, что
оператор должен иметь возможность получать первый платеж до момента оплаты цены
договора: "В целях соблюдения баланса интересов сторон в законопроекте
требуется предусмотреть для оператора возможность получить от пользователя по
первому заключенному с ним договору о предоставлении сервиса рассрочки первый
платеж, направляемый в счет исполнения обязательств по возмещению издержек
оператора, до оплаты цены договора, предусматривающего приобретение
пользователем объекта рассрочки". То есть правительство предлагает
разрешить сервисам рассрочки брать первый платеж с покупателя ещё до того, как
товар или услуга будут полностью оплачены продавцу.
Также по мнению правительства требует дополнительной
проработки норма, согласно которой договор на предоставление сервиса рассрочки
должен быть составлен в табличной форме.
СРАВНЕНИЕ С ПОЗИЦИЕЙ МИНФИНА
Минфин, как ранее сообщал "Интерфакс", предлагал
установить лимит на сумму покупок в сервисах рассрочки без передачи данных в
БКИ на уровне 100 тыс. рублей. Также министерство выступало против сокращения
максимального срока рассрочки с шести до четырех месяцев, предложенного в
законопроекте.
Минфин, как и правительство, предлагал убрать запрет на
получение средств клиентов операторами сервиса до оплаты цены договора, а также
выступал против обязательного представления договора в табличной форме, так как
это может негативно повлиять на удобство работы с BNPL-сервисами.
Правительство поддержало законопроект при условии его
доработки с учетом предложенных замечаний. Дата рассмотрения документа в
Госдуме пока не определена. Если парламент учтет замечания, регулирование сервисов
BNPL может вступить в силу с 1 декабря 2025 года, а ограничения на максимальный
срок рассрочки — с 1 декабря 2027-го.