Профучастников РФ обяжут установить "информационные барьеры" между отделами для защиты инсайда
Депутат Владислав Резник внес в Госдуму законопроект, который по аналогии с международной практикой призван установить информационные барьеры (Chinese Walls/Ethical wall) между различными подразделениями профессиональных участников рынка ценных бумаг для контроля за обменом инсайдерской информацией.
Документ (№1068199-8) размещен в электронной базе данных парламента. Поправки вносятся в закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Закон дополняется новой статьей 12.1 "Особенности охраны конфиденциальности инсайдерской информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг, совмещающими различные виды деятельности на рынке ценных бумаг".
Согласно тексту законопроекта, отдел, который может получать
от клиентов информацию, отнесенную к инсайдерской, должен быть независимым от
отделов, которые торгуют за счет компании, готовят аналитические отчеты или
рекомендации. Предлагается расположить их "в помещениях, отделенных друг
от друга", обеспечить организационную и функциональную самостоятельность,
установить внутренний порядок контроля и взаимодействия.
В частности, должны быть установлены правила передачи
информации между подразделениями, включая порядок предварительного уведомления
комплаенса. Сформирован порядок функционирования рабочих (проектных) групп,
если требуется совместная деятельность сотрудников разных подразделений. При
этом необходимо заранее уведомлять ответственное лицо, указывать цели, сроки и
состав группы, отмечает "Интерфакс".
"Банк России вправе установить дополнительные
требования по охране конфиденциальности инсайдерской информации
профессиональными участниками рынка ценных бумаг, совмещающими различные виды
деятельности на рынке ценных бумаг, в зависимости от видов совмещаемой
деятельности", — следует из текста внесенного законопроекта.
Автор в пояснительной записке указывает, что существующие
меры по защите инсайдерской информации работают слабо и большинство действующих
механизмов носят формальный характер. "У профучастников возникает
значительная специфика при совмещении ими различных видов деятельности на
финансовом рынке, выражающаяся в том, что различные структурные подразделения
на постоянной основе получают ту или иную непубличную информацию как в
отношении операций и действий обслуживаемых клиентов, так и в отношении
собственных операций, торговых стратегий, готовящихся и распространяемых
аналитических отчетах", — отмечает автор, подчеркивая что законопроект
направлен на введение обязательных барьеров для предотвращения таких конфликтов
интересов.
"В иностранной практике, после серии скандалов и
судебных разбирательств начала 2000 годов, вызванных выявленными нарушениями в
деятельности инвестиционных компаний, были приняты целый ряд законодательных
актов направленных на установление информационных барьеров (Chinese Walls)
между различными подразделениями инвестиционных компаний, усилению контроля за
обменом материальной непубличной информации, обеспечению независимости
деятельности аналитических департаментов", — вспоминает автор в
пояснительной записке.
Автор отмечает, что методические рекомендации ЦБ (от 14
сентября 2018 года № 23-МР) содержат меры по выявлению и предотвращению
конфликтов интересов, связанных с использованием профучастниками материальной
непубличной информации, однако этот документ — рекомендательный, практическая
реализация не контролируется и по данным Банка России нарушений в этой сфере за
2022-2025 годах не выявлено. Стандарты СРО профучастников (НАУФОР) тоже
предусматривают мероприятия по предотвращению конфликтов интересов, но на сайте
СРО нет информации о проверках, выявленных нарушениях и мерах к нарушителям.
В случае принятия закон вступит в силу через год после
официального опубликования. Документ внесен без отзыва правительства.