Провайдеры пожаловались в ФАС на дискриминацию из-за замедления YouTube
Ассоциация "Ростелесеть", которая объединяет более 200 региональных операторов связи, пожаловалась в ФАС: организация просит возбудить производство по признакам нарушения закона "О защите конкуренции" из-за создания "дискриминационных условий для операторов связи путем неравномерного замедления работы YouTube, поисковой системы Google и ее сервисов"; признать виновными лиц, нарушивших антимонопольное законодательство, а также принять меры для устранения нарушения. Жалоба, с которой ознакомился РБК (ее подлинность подтвердили в ассоциации), была направлена в службу 12 сентября.
"Ростелесеть" указала, что за последние несколько недель операторы столкнулись "с сильным и неравномерным" замедлением работы YouTube, Google и его сервисов, "что спровоцировало кратное увеличение количества жалоб пользователей к провайдерам".
У интернет-провайдеров наблюдается "значительное ухудшение доступа к сайту видеохостинга" при выходе в интернет через Wi-Fi, подключенный к проводным сетям связи, тогда как на сотовых сетях замедление YouTube незначительное. Кроме того, абоненты сотовых операторов стали массово использовать VPN-сервисы, что также улучшает качество работы видеоплатформы.
То, что снижение качества сервисов происходит неравномерно, по мнению ассоциации, "нарушает правила "свободного рынка". Поскольку YouTube является востребованной видеоплатформой, ее наличие или ограничение, как и качество доступа к ней, являются для операторов "либо конкурентным преимуществом, либо конкурентным ограничением".
В письме указывается, что операторы, в первую очередь небольшие региональные компании, "массово теряют абонентскую базу", а абоненты все чаще переключаются на услуги сотовых операторов "только из-за качества работы интернет-ресурсов YouTube".
"Принимая во внимание указанные обстоятельства, операторы связи полагают, что замедление работы YouTube связано с внешним воздействием методом «замедления», которое могло быть осуществлено только через ТСПУ (технические средства противодействия угрозам; специальное оборудование, которое государство должно устанавливать на сетях всех операторов связи в стране для противодействия внешним угрозам, а также блокировки запрещенных ресурсов — ред.), которые находятся в ведении Главного радиочастотного центра (ГРЧЦ; подведомственное предприятие Роскомнадзора — ред.). Поскольку такой меры воздействия на интернет-ресурсы, как "замедление работы" в действующих нормативно-правовых актах законодательством не предусмотрено, а сам ресурс, как и доменное имя youtube.com, на начало августа не входит в список запрещенных либо ограниченных к доступу, уполномоченные органы и суды не принимали решение об ограничении доступа к платформе, ГРЧЦ и Роскомнадзор не имеют права по собственной инициативе осуществлять действия по ограничению доступа к информации", — настаивают в "Ростелесети".
В жалобе ассоциация ссылается на ответ Роскомнадзора на свое обращение: из него следует, что власти приняли меры в отношении YouTube "в связи с многочисленными нарушениями российского законодательства". Дифференциацию деградации сервисов у разных операторов в ответе Роскомнадзора объясняют "различными политиками, применяемыми к сервисам на сетях подвижной (то есть мобильной — ред.) и фиксированной связи". В "Ростелесети" полагают, что такая дифференциация привела "к формированию неравного положения операторов связи по отношению друг к другу, созданию дискриминационных условий на телеком-рынке, что представляет угрозу для конкуренции и нарушает антимонопольное законодательство".
Как пояснил РБК источник в одном из операторов связи, Роскомнадзор действительно устанавливал на сети фиксированной и мобильной связи разные типы ТСПУ и это оборудование по-разному отрабатывает трафик. "Но проследить это может только Роскомнадзор, операторы не имеют доступа к процессам, происходящим в ТСПУ", — отметил этот собеседник.
Представитель ФАС подтвердил РБК получение жалобы — у службы есть месяц на рассмотрение заявления с возможностью продления срока еще на два месяца. По результатам она может или возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства, или отказать заявителю, или выдать предупреждение прекратить действия (или бездействие), отменить или изменить акты, которые имели признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранить причины и условия, способствовавшие возникновению такого нарушения. Причем предупреждение может быть вынесено в том числе в отношении госоргана.