Розничные сети пожаловались в ФАС из-за низких цен на маркетплейсах
Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) направила 6 февраля письмо в ФАС с жалобой на маркетплейсы, которые, по мнению ассоциации, искусственно занижают цены на электронику, включая продажу товаров по стоимости ниже себестоимости. Это, по словам представителей ассоциации, приводит к тому, что федеральным розничным сетям сложно конкурировать с онлайн-площадками, что вынуждает их сокращать деятельность, закрывать магазины и уменьшать ассортимент. Об этом сообщил РБК.
РАТЭК утверждает, что маркетплейсы вмешиваются в политику ценообразования продавцов, создавая неконкурентные условия. Из-за подобного демпинга, по данным ассоциации, в 2024 году продажи электроники и бытовой техники в традиционных розничных магазинах снизились на 16%. В письме также указывается, что маркетплейсы стали основным каналом продаж смартфонов, заняв 36% рынка, тогда как доля крупных розничных сетей, таких как "М.Видео-Эльдорадо" и DNS, сократилась с 40% до 34%.
ФАС подтвердила получение обращения и пообещала рассмотреть его в установленном порядке. В 2023 году ведомство уже признавало Wildberries и Ozon доминирующими игроками на рынке маркетплейсов, совместно занимающими 80% рынка. В начале 2024 года службы выдали этим компаниям предупреждение в связи с условиями распродаж, когда товары автоматически попадали в дисконтные категории без согласия продавцов.
Ответ маркетплейсов
Представители маркетплейсов не согласны с претензиями РАТЭК. В объединенной компании Wildberries & Russ заявили, что продавцы самостоятельно определяют цены на товары, а скидки во время акций согласуются заранее. Они отметили, что требование ассоциации фактически сводится к установлению одинаково высоких цен на всех платформах, что, по их мнению, противоречит принципам конкуренции. В Ozon также заявили, что соинвестирование в скидки повышает спрос, что выгодно как продавцам, так и покупателям.
По мнению экспертов, подобная ценовая политика дает маркетплейсам неконкурентные преимущества, так как розничные сети не могут поддерживать такие низкие цены. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов отметил, что платформы стараются сохранить ценовую доступность, сохраняя наценку продавцов. Генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Алексей Молодых добавил, что продавцы вынуждены приоритизировать маркетплейсы в качестве основного канала продаж, так как они не могут объяснить покупателям, что скидка на товар предоставлена не ими, а площадкой.
Член Ассоциации антимонопольных экспертов Елена Кузнецова отметила, что в мировой практике снижение цен на товары маркетплейсами за свой счет считается антиконкурентным действием. Это может привести к закрытию традиционных магазинов, после чего маркетплейсы получат возможность повышать цены, вплоть до монопольных значений. В России подобных случаев ранее не было, но эксперты предупреждают, что ситуация требует внимательного анализа.