ЦБ РФ модифицирует надзорное стресс-тестирование банков, чтобы стимулировать их готовиться к кризисам заранее
ЦБ РФ планирует модифицировать инструмент надзорного стресс-тестирования (НСТ), чтобы его результаты имели материальные стимулы для банков, в том числе, влияли на оценку их экономического положения, от результатов которой зависят размер взносов в фонд страхования вкладов. Об этом говорится в консультативном докладе, посвященном концепции НСТ кредитных организаций, который опубликовал регулятор.
Ежегодное надзорное стресс-тестирование с 2028 года станет обязательным для всех системно значимых банков, уточнили в ЦБ. Результат НСТ будет влиять на оценку экономического положения банка и, как следствие, на размер отчислений в Фонд обязательного страхования вкладов. Также он будет учитываться во внутренних процедурах оценки достаточности капитала, по результатам которых для банка может быть установлена дополнительная надбавка к капиталу.
В международной практике, если по результатам НСТ у банка выявлена нехватка капитала, регулятор запрещает ему выполнять любые действия, сокращающие величину доступного капитала (например, выплачивать бонусы или дивиденды), до устранения выявленных проблем. На основании результатов стресс-тестов устанавливаются дополнительные стрессовые буферы капитала, в том числе может быть установлена индивидуальная надбавка к достаточности капитала. В России ЦБ планирует учитывать результаты НСТ в оценке за внутренние процедуры оценки достаточности капитала (ВПОДК), по итогам которой может быть установлена надбавка к достаточности капитала, но в дальнейшем рассмотрит вариант отдельной надбавки за НСТ.
Предлагаемые подходы потребуют модификации текущего банковского регулирования и законодательной базы. В частности, нужно формализовать обязанность банков участвовать в НСТ, описать методологию проведения тестирования, формат представления результатов и критерии успешного прохождения. ЦБ планирует провести подготовительную работу по изменению федеральных законов и банковского регулирования в 2026-2027 годах. Регулятор рассчитывает, что к 2028-му соответствующие нормативные акты вступят в силу.
ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ
На первом этапе внедрения концепции в регуляторных целях в НСТ будут участвовать только системно значимые кредитные организации (СЗКО), но в аналитических целях Банк России продолжит опрашивать крупнейшие банки за периметром СЗКО. В дальнейшем ЦБ рассмотрит возможность расширения регуляторного применения НСТ. Так, критерием для включения банков в периметр может стать показатель обобщающего результата, являющийся главным критерием для включения в перечень СЗКО. В настоящее время Банк России пересматривает методику определения СЗКО, чтобы с ее помощью можно было точнее оценивать влияние кредитной организации или банковской группы на финансовый рынок. После утверждения новой методики ЦБ проанализирует, какое значение обобщающего результата сможет стать триггером для включения банка в периметр НСТ.
ЦБ хочет оптимизировать процесс так, чтобы снизить регуляторную нагрузку на банки. Добиться этого поможет сближение шаблонов представления результатов стресс-тестов в различных надзорных процедурах — НСТ, ВПОДК, план восстановления финансовой устойчивости (ПВФУ). Календарь выстроен таким образом, чтобы стресс-тестирование не только не конфликтовало с другими надзорными инструментами, но и наоборот, помогало банкам при бизнес-планировании. В частности, регулятор рассчитывает рассылать пакет материалов для запуска цикла в конце III квартала каждого года. На представление результатов НСТ у банков будет полгода.
Сейчас банки рассчитывают стресс-тесты в рамках нескольких надзорных процедур (ВПОДК, ПВФУ, НСТ). Для каждой из них могут использоваться разные сценарии. Иногда представленные банками сценарии не обладают достаточным уровнем жесткости, чтобы протестировать значимые риски, а в ряде случаев их параметры внутренне не согласованы. Использование принципиально разных сценариев делает невозможным сопоставление и интерпретацию результатов между кредитными организациями. Чтобы решить эту проблему, Банк России на первом этапе предлагает использовать единый макросценарий для всех процедур банковского надзора.
Так, в части ПВФУ Банк России уже сейчас рекомендует крупнейшим банкам использовать сценарий регулятора, дополненный индивидуальными событиями в виде реализации наиболее значимых для банка рисков. ЦБ с 2026 года планирует сделать использование такого сценария в ПВФУ обязательным, при этом для внутренних целей банки могут применять любые собственные сценарии. Однако использование единого сценария для НСТ и ПВФУ — это временное решение, оно будет действовать, пока НСТ не станет полноценным элементом банковского регулирования.
В передовой международной практике результаты НСТ публично раскрываются по каждому банку-участнику, что позволяет укрепить доверие инвесторов и рынка к банковскому сектору через повышение его прозрачности, и как следствие, к уверенности в устойчивости отдельных банков в случае возникновения кризиса. Кроме того, это создает дополнительные стимулы для банков к развитию собственных практик управления рисками. В России публикация индивидуальных результатов НСТ пока не планируется, но ЦБ рассмотрит возможность раскрытия обобщенных итогов после того, как внедрение НСТ в надзорный процесс будет завершено.
КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВ
ЦБ по результатам НСТ планирует классифицировать банки по четырем группам финансовой устойчивости в условиях стресса, где первая — наилучшая. Распределять банки по группам он будет в зависимости от величины запаса/дефицита капитала и наличия реалистичных мер для восстановления финансовой устойчивости. Планируется, что группа устойчивости к стрессу, полученная по результатам НСТ, будет влиять на оценку экономического положения банка (через блок оценки системы управления рисками), и как следствие, на величину взносов в фонд страхования вкладов. Кроме того, предполагается, что результаты НСТ на первом этапе будут учитываться при определении надзорной оценки ВПОДК и применении мер надзорного реагирования по ее итогам, включая установление надбавки к достаточности капитала.
В дальнейшем по мере развития методологии количественной оценки рисков во ВПОДК и НСТ Банк России проработает более тонкую настройку структуры требований к достаточности капитала банков (например, за счет выделения отдельной надбавки к капиталу по результатам стресс-тестирования, а также возможных ограничений на распределение прибыли и выплату бонусов, как это реализовано в других юрисдикциях).
При этом ЦБ хочет предусмотреть и положительные стимулы для банков за хорошие результаты НСТ. Например, если с учетом НСТ банку будет присвоена первая или вторая классификационная группа оценки экономического положения, для него может быть снижена величина взносов в фонд страхования вкладов, а в случае получения первой группы достаточности капитала за ВПОДК он сможет представлять ПВФУ в упрощенном виде.
Полученная оценка за НСТ будет действовать в течение года с момента ее выставления, при этом она может ежеквартально актуализироваться, если наступят значимые события, которые не были учтены в текущем цикле расчета, а также в случае существенных фактических изменений макроэкономической ситуации. Инициировать обновление оценки за НСТ сможет сам банк, подав мотивированное ходатайство в случае возникновения событий, значимых с его точки зрения (с подтверждающими документами), которые пока не были отражены в отчетности.