ЦБ запретит пополнение клиентской базы банков онлайн-платформ через возврат денег за покупки
ЦБ РФ предлагает закрепить в законе требование, согласно которому при проведении расчетов на посреднической цифровой платформе возврат должен осуществляться на то же электронное средство платежа (например, банковскую карту), с которого проводился платеж. Возврат будет приходить на ту же карту, если клиент не указывал другие электронные средства платежа или расчетный счет.
Эта инициатива была направлена регулятором в Минэкономразвития вместе с предложением распространить на цифровые платформы требования в части соблюдения правил продаж финансовых продуктов, уже действующих в отношении финансовых организаций, и включить платформы в периметр надзора ЦБ для контроля за исполнением этого требования, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с предложениями регулятора.
Онлайн-платформы, в том числе маркетплейсы, иногда отправляли возвраты клиентам не обратно на карту, а на электронные кошельки, которые открываются в дочерних банках этих платформ. В некоторых случаях клиенты даже не знают, что для них был открыт кошелек, и не видят возвраты, сообщал начальник управления регулирования службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Алексей Чирков.
"С учетом ограничений законодательства по неидентифицированным средствам платежа эти деньги просто так вывести нельзя себе на карту, их можно только потратить заново. Получается, что это фактически дополнительное ограничение на распоряжение деньгами, которое возникает на стороне цифровой платформы. Опять же, получаем, что по форме все законно, содержательно это безобразие", — говорил Чирков.
ЦБ весной уже выпустил письмо, в котором рекомендовал банкам при проведении возврата от продавца товаров или услуг осуществлять его на ту же карту, с которой был совершен платеж. Но сейчас этот алгоритм не является обязательным.
Предложения о механизме возврата средств, а также о распространении на платформы правил продаж финансовых продуктов содержатся в том же письме ЦБ в Минэкономразвития, которое предлагает два варианта будущего регулирования. Один из них — запрет онлайн-платформам устанавливать разные цены на своих площадках в зависимости от способа оплаты и подключение в качестве дополнительного контролера этого процесса Федеральной антимонопольной службы. Второй вариант — запрет на продажу на маркетплейсах продуктов дочерних банков, которые имеют "заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка".