Варандейский терминал отказался от разбирательства с ФАС о предельных тарифах на перевалку нефти
ООО "Варандейский терминал" (принадлежит НК "ЛУКОЙЛ") отозвало апелляционную жалобу на решение Верховного суда (ВС) РФ, который в июле 2020 года признал законным решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о включении терминала в реестр монополистов и об установлении предельного тарифа на его услуги. В связи с отзывом апелляционной жалобы производство по делу прекращено, говорится на сайте ВС РФ.
Причину отзыва жалобы в "ЛУКОЙЛе" "Интерфаксу" не назвали.
"Варандейский терминал" пытался оспорить приказ ФАС от 29 ноября 2019 года № 1568/19, по которому предприятие оказалось в списке субъектов естественных монополий. Этот документ также установил для Варандея предельный максимальный тариф на услуги по перевалке грузов в 1211 руб. за тонну (без НДС).
Это почти вдвое меньше тарифа, который действовал в последние годы — $38 за тонну. В 2015 году стоимость перевалки нефти в порту Варандей повысилась с 1488 руб. за тонну до 2357 руб., в 2016 году — до 2550 руб., в 2017-м - составила 2225 руб. за тонну, говорится в судебных материалах.
Через Варандейский терминал в Ненецком автономном округе поставляется нефть с месторождения Требса-Титова, которое осваивает ООО "Башнефть-Полюс" (74,9% у "Башнефти", 25,1% у "ЛУКОЙЛа").
Появлению приказа предшествовала жалоба в ФАС на тарифы в терминале от "Башнефть-Полюса" и "Башнефти", которая была подана после перехода последней под контроль "Роснефти" в 2016 году.
Первая инстанция ВС РФ в июле 2020 года отказала в признании недействующим упомянутого приказа ФАС, отвергнув, в частности, ключевой аргумент "Варандейского терминала" о принятии приказа с "существенным нарушением процедуры". Заявитель указывал, что уведомление о проведении предварительных слушаний и заседания правления в ФАС в компанию поступали либо за один день, либо накануне, хотя ее собственный порядок предусматривает извещение за 4-10 дней. Однако, по мнению ВС РФ, нарушений не было, так как порядок принятия решений в ФАС не предусматривает обязательного проведения предварительных слушаний, которых в случае с терминалом и не было - ФАС проводила просто рабочее совещание по проекту оспариваемого приказа.
Не согласился ВС РФ и с аргументом "Варандейского терминала" о противоречии приказа ФАС постановлению правительства РФ №293 (устанавливает перечень услуг естественных монополий в морских портах, тарифы на которые регулируются государством). В январе 2020 года в этом перечне изменились формулировки: вместо "услуг по погрузке, выгрузке и хранению грузов" (именно они значились в приказе по Варандейскому терминалу) появилась "перевалка нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам". ВС РФ счел, что перевалка — это и есть погрузка.
Не сработал в первой инстанции и довод юристов "Варандейского терминала" об экономической необоснованности тарифа в 1211 рублей. По их мнению, при расчете должен был применяться не метод экономически обоснованных затрат, который использовала ФАС, а метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала. Но ВС РФ согласился с позицией ФАС, что действующее антимонопольное законодательство не предусматривает применение метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала в отношении услуг субъектов естественных монополий в портах.
Выручка "Варандейского терминала" в 2019 году составила 17,8 млрд руб. при чистой прибыли в 11,23 млрд руб. Годом ранее выручка составляла 16,8 млрд руб., а чистая прибыль - 9,44 млрд руб., свидетельствуют данные аналитической системы "СПАРК-Интерфакс".