Английский суд постановил, что за оставшиеся в России самолеты иностранных владельцев заплатят страховые компании
Высокий суд Англии и Уэльса постановил, что страховые компании должны выплатить компенсацию арендодателям и владельцам 147 самолетов, которые остались в России после начала СВО и введения санкций.
"Каждый истец может <...> получить возмещение в отношении своих утраченных воздушных судов и двигателей", — говорится в сообщении судьи с уточнением, что выплаты должны произвести страховые компании, с которыми заключены полисы от "военных рисков", а не "от всех рисков".
Постановление касается 147 самолетов и 16 двигателей, а также еще одной неназванной детали. Общая страховка по ним составит $4,5 млрд. По данным Financial Times, выплаты более $1 млрд из этой суммы ожидает крупнейший в мире владелец коммерческих самолетов AerCap. Другие лизинговые компании, в том числе Merx Aviation и Dubai Aerospace Enterprise, также рассчитывают на выплаты в рамках полисов "военных рисков", но окончательная сумма еще не определена.
Издание отмечает, что это дело было одним из самых сложных и дорогостоящих дел, которые рассматривались Высоким судом, а сумма выплат может стать самыми большими в истории потерями, с которыми столкнулся сектор авиационного страхования. Убытки превысили потери после 11 сентября 2001 года.
Газета пишет, что в 2022 году в России "застряли" более 500 самолетов на сумму около $10 млрд, после этого западным лизингодателям удалось вернуть только часть самолетов. В кратком изложении своего решения судья заявил, что "потеря произошла 10 марта 2022 года, когда российское законодательство запретило экспорт самолетов и авиационного оборудования из России".
Тогда президент Владимир Путин подписал закон о возможности регистрации прав на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у компаний России. Меру объясняли ответом на "ограничительные меры в отношении российских граждан и юридических лиц", документ приняли "в целях защиты национальных интересов".
Судья также добавил, что при рассмотрении дела возникал вопрос о том, мешали ли санкции ЕС или США страховщикам возместить истцам убытки от потери самолетов, которые были переданы в аренду российским авиакомпаниям. Судебное решение заключает, что санкции страховщикам не мешали, указано в документе.