ЕС может включить в новый пакет антироссийских санкций европейские суда — СМИ
В новый пакет антироссийских санкций ЕС могут быть включены не только танкеры так называемого теневого флота, но и европейские суда, пишет "Российская газета".
По данным финского Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), в апреле использование танкеров стран G-7 и ЕС в морском экспорте российской нефти и нефтепродуктов выросло до 47% с 35% в январе этого года, а в целом в экспорте только нефти их доля увеличилась почти в два раза — с 19% до 35%. Организация пришла к выводу, что экспортеры российской нефти используют европейские суды, потому что отказываются от услуг танкеров "теневого флота", которые попали под санкции.
Однако издание отмечает, что после падения экспортных цен на российскую нефть ниже уровня price cap ("потолка цен" в $60 за баррель, установленного G-7 и ЕС в декабре 2022 года) компании не видят смысла пользоваться дорогими услугами теневых перевозчиков, которые делают наценку за риск. Например, на пиках санкционного давления на российские углеводороды стоимость аренды теневого танкера могла быть в два-три раза выше стандартного фрахта. Поэтому, работая с европейским флотом, у российских компаний есть возможность снизить издержки в период низких цен на нефть.
Именно из-за этого в новых пакетах санкций могут появиться суда из ЕС. Также, по мнению CREA, возможно снижение "потолка цен" на нефть из РФ до $30 за баррель, что окажется равноценно запрету перевозок.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов предполагает, что полный запрет на перевозки российской нефти танкерами ЕС вполне возможен. Включить этот пункт в анонсированный 18-й пакет санкций ЕС будет несложно: это не трансграничные санкции, Брюссель действительно вправе запретить работать компаниям из Европы с российским нефтяным сектором, а юридически запрет прописать просто, отмечает эксперт. При этом запрет этот будет не символическим, как с частью попавших под санкции ЕС танкеров "теневого флота", которые просто не заходят в европейские порты, а действующий. Симонов констатирует, что в краткосрочном периоде отгрузки нефти и нефтепродуктов из России снизятся, в долгосрочном — рынок в итоге адаптируется, но издержки отечественных компаний неминуемо возрастут.
Аналитик по сектору транспорта и электроэнергетики "Ренессанс Капитал" Николай Голотвин считает, что в случае реализации данного сценария или роста котировок российской нефти выше "потолка цен", объем предложения танкерных мощностей на российском рынке может сократиться. В результате локальные премии к среднемировым ставкам фрахта могут восстановиться до уровней, где они были несколько месяцев назад, а это повлечет рост затрат на транспортировку для нефтяных компаний на несколько долларов на баррель.
Аналитик ФГ "Финам" Кристина Гудым говорит, что в долгосрочном периоде Россия может продолжить переориентацию поставок на Азию, наращивая флот под дружественными флагами и развивая альтернативные логистические маршруты, снижая при этом зависимость от западной инфраструктуры. Это приведет к адаптации системы, но потребует времени и ресурсов.