"ГАЗ" может получить дополнительные субсидии на рефинансирование кредитов
Министерство промышленности и торговли РФ подготовило изменения в правила субсидирования российских автопроизводителей на возмещение части затрат при обслуживании привлеченных ими и связанными с ними структурами кредитов в 2015 году: проект соответствующего документа опубликован на федеральном портале готовящихся нормативных правовых актов.
Поправки предлагается внести в прошлогоднее постановление кабинета министров N186. В частности, ведомство предлагает распространить эти нормы на заимствования 2012-2018 годов, привлеченные для финансирования инвестиционных проектов и текущей деятельности. Сейчас правила предусматривают бюджетные ассигнования только для рефинансирования или приобретения прав требований по кредитам и займам автопроизводителей и их "дочек".
В пояснительной записке к проекту говорится, что в настоящее время бюджет предусматривает выделение таким компаниям на обслуживание кредитов в 2019 г. 2,5 млрд руб. В то же время отмечается, что "выделены дополнительные ассигнования в 2019 г. в размере 801,2 млн руб.", и "общий объем средств в 2019 г., направленных на поддержку группы "ГАЗ", составит 3,3 млрд руб.".
Кроме того, говорится в пояснительной записке, в проекте федерального бюджета на ближайшую трехлетку на финансирование кредитов холдинга предусмотрено по 2,64 млрд руб. субсидий в 2020 и 2021 гг.
Проект постановления подготовлен в рамках поручений президента РФ от 2015 г. о поддержании стабильного финансово-экономического состояния группы "ГАЗ" и от 23 июня 2019 г. "об увеличении субсидирования кредитного портфеля (холдинга — ред.) для поддержания операционной деятельности предприятий в условиях санкций", отмечает министерство.
"Принятие изменений позволит группе "ГАЗ" снизить размер прямого финансового ущерба от введения санкций, сократить расходы на обслуживание резко увеличившегося под действием санкций кредитного портфеля, использовать высвобождаемые средства на пополнение оборотных средств и инвестиции, а также поддержать стабильную работу предприятий", — говорится в тексте пояснительной записке.
Необходимость предлагаемых изменений обосновывается также тем, что "в 2018 г. группа была вынуждена реструктурировать в Промсвязьбанке кредиты, взятые в ВТБ и Сбербанке в 2015 г. на рефинансирование и приобретение прав требований по кредитам и займам, ранее привлеченным их дочерними обществами", чтобы продлить срок погашения и "избежать рисков вторичных санкций в отношении крупнейших государственных банков".
При этом в тексте пояснительной записки отмечается, что поправки в правила также дадут возможность расширить перечень субсидируемых кредитов предприятий российского автомобилестроения.
В пресс-службе Группы "ГАЗ" воздержались от пояснений по законопроекту.
Группа "ГАЗ" объединяет 13 предприятий в восьми регионах РФ, производит легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили, автобусы, тяжелые грузовики, легковые автомобили, силовые агрегаты и автокомпоненты. Штаб-квартира группы расположена в Нижнем Новгороде.
"ГАЗ" попал в "черный список" Минфина США в апреле 2018 г., одновременно с Олегом Дерипаской и еще целым рядом подконтрольных ему компаний. При этом было обозначено два дедлайна — на завершение бизнес-операций и на избавление от акций и долговых обязательств. Затем, по мере разработки и начала реализации плана по выводу компаний из-под санкций за счет отказа от контроля со стороны Дерипаски, эти дедлайны неоднократно продлевались.
Группа "ГАЗ" ближе других подходила к полноразмерному вступлению санкций в силу: дедлайн, истекавший 23 октября 2018 года, был продлен 19 октября (в этот день в Москве встречались вице-премьер РФ Дмитрий Козак и посол США в России Джон Хантсман). Затем продления были в декабре до 21 января, до 7 марта, до 6 июля и, наконец, до 8 ноября.
Ранее группа "ГАЗ" сообщала о планах перехода ее предприятий на четырехдневную рабочую неделю с 21 октября 2019 г. по 20 апреля 2020 г. Газета "Коммерсантъ", ссылаясь на форумы работников "ГАЗа", писала при этом, что в разосланных им уведомлениях компании данное решение было обосновано санкционным давлением и падением рынка коммерческого транспорта.
В то же время в пятницу представитель компании сообщил "Интерфаксу", что переход на "четырехдневку" отложен на неопределенный срок в связи с выполнением предприятиями группы госзаказа на поставку школьных автобусов и машин "скорой помощи" в регионы. "Сегодня ситуация на рынке коммерческого транспорта остается сложной, факторов, указывающих на выход из стагнации, нет. Санкции США также продолжают оказывать негативное воздействие на работу предприятий группы "ГАЗ", — пояснял собеседник агентства.