Иммунитет на взыскания со счетов "С" не будет действовать для дел о компенсации ущерба РФ и ЦБ — источник
Запрет взысканий и арестов денежных средств, находящихся на специальных рублевых счетах "С", не будет действовать в рамках дел о защите прав РФ и Банка России на имущество, принудительно изъятое иностранным государством.
Проект соответствующего документа сейчас проходит межведомственное согласование, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.
В мае этого года президент Владимир Путин подписал указ "О специальном порядке компенсации ущерба, причиненного Российской Федерации и ЦБ РФ в связи с недружественными действиями США". Указ №442 предусматривает возможность компенсации ущерба через суд за счет имущества США/американских лиц в России, включая ценные бумаги, доли в капитале юрлиц РФ и имущественные права. Документ предписывал правительству принять меры для установления спецпорядка компенсации ущерба, во исполнение этого пункта и подготовлен новый проект, пояснил собеседник агентства.
Изменения планируется внести в указ от 5 марта 2022 г. №95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", один из системообразующих элементов сформированной в ответ на антироссийские санкции системы капитальных ограничений. В действующей редакции он предусматривает запрет судебных взысканий, обременений и арестов активов на счетах "С". Единственное исключение, которое было введено уже после самого запрета с учетом формировавшейся судебной практики — он не распространяется на судебные акты, принятые до 3 января 2024 г. Теперь же, согласно проекту, исключений станет два: запрет также не будет действовать "по делам, возникающим в связи с лишением Российской Федерации, Центрального банка РФ прав на их имущество иностранным государством". "Для эффективной защиты прав РФ, ЦБ РФ представляется корректным обеспечить для них возможность обращения взыскания на средства на данных счетах", — цитирует источник пояснительную записку к проекту.
Объем денег, который станет теоретически доступен для компенсации ущерба РФ и ЦБ с подписанием указа, не известен. Единственная официальная оценка суммы средств на счетах "С" была опубликована более полутора лет назад (ЦБ сообщал, что на начало ноября 2022 г. она превышала 280 млрд рублей) и давно потеряла актуальность. Уже на конец того же 2022 года, по данным источников "Интерфакса", в результате поступления доходов по принадлежащим "недружественным" нерезидентам ценным бумагам этот показатель приблизился к 0,6 трлн рублей. Близкую цифру ЦБ косвенно раскрыл в аналитическом обзоре по банковскому сектору за I квартал 2023 г.: там сказано, что из НРД в Агентство по страхованию вкладов были переведены накопленные на счетах типа "С" средства в размере 0,7 трлн рублей. С тех пор официальных данных об объеме средств на счетах "С" не было, представители ЦБ и правительства соответствующие вопросы журналистов не комментируют.
Параллельно ведомства подготовили проект федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" (о защите прав Российской Федерации, Центрального банка РФ на имущество, принудительно изъятое иностранным государством). Он предусматривает специальную процедуру определения имущества, на которое может быть обращено взыскание, правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
Как говорится в пояснительной записке к проекту, "планируемое недружественными юрисдикциями изъятие российских суверенных активов является грубым нарушением не только международного права, но и прав РФ как собственника и кредитора, влечет возникновение у США и иных лиц гражданско-правовой обязанности компенсировать ущерб, причиненный нарушением прав Российской Федерации на ее имущество". В структуру российских суверенных активов за рубежом входят в основном облигации и банковские счета, а в таком случае возможно предъявление исковых требований к США/лицам США по целому ряду оснований: например, ответственность за нарушение своих договорных обязательств, выражающееся в изъятии у РФ американских гособлигаций или доходов от них, что фактически может рассматриваться как неисполнение обязанностей по внешнему госдолгу перед Россией; или ответственность банков, депозитариев и других участников финрынка США за нарушение своих договорных обязательств, выражающееся в блокировке и списании со счетов валютных ценностей во исполнение антироссийского санкционного режима.
Исковые требования, предусмотренные президентским указом, "ввиду значительной связи данных споров с экономической деятельностью", будут относиться к компетенции арбитражных судов, даже если в качестве соответчика привлекается физическое лицо.
Арбитражный суд в своем решении будет определять порядок его исполнения, указывая с учетом перечня, представленного правкомиссией, конкретное имущество, на которое обращается взыскание. Исполнение решения предлагается осуществлять в порядке, аналогичном исполнительному производству по делам о конфискации. Одновременно будет сохранена возможность рассмотрения арбитражным судом дела и в отсутствие перечня имущества, представленного правкомиссией (этот сценарий может быть востребован для ряда целей, включая фиксацию причиненных РФ убытков, а также организацию признания и приведения решения арбитражного суда за рубежом).
По делам, возникающим в связи с лишением РФ и Центробанка прав их на имущество иностранным государством, не потребуется соблюдать досудебный порядок урегулирования спора. Решение арбитражного суда об удовлетворении иска по таким делам будет подлежать немедленному исполнению.
Истцами будут выступать или ЦБ (в отношении его имущества), или РФ в лице федерального органа власти — в этом качестве предлагается утвердить Росимущество.