Литва добивается введения Евросоюзом санкций против азотных удобрений из Белоруссии
Вильнюс на фоне очередного обострения отношений с Минском добивается введения санкций Европейского союза (ЕС) на импорт белорусских азотных удобрений, заявил литовский министр иностранных дел Кястутис Будрис. Также он считает, что следует расширить санкции в отношении авиационного сектора, пишет агентство BNS.
"В настоящее время белорусские самолеты не могут летать в Евросоюзе, но могут быть зарегистрированы за пределами Беларуси. Мы хотим ограничить не только самолеты, зарегистрированные в Беларуси, но и самолеты, принадлежащие белорусским лицам по праву собственности", - сказал министр на встрече оппозиционных фракций в Сейме.
"Еще один важный вопрос — и это недоделанное домашнее задание — это ограничения на импорт азотных удобрений. Азотные удобрения (...) должны быть включены (в санкционный список — ред). Рапсовое масло, соли и другие группы товаров", — заявил дипломат.
По его словам, также следует ввести запрет на инвестиции в белорусские свободные экономические зоны и ограничить предоставление услуг белорусским компаниям.
"Компании Евросоюза предоставляют юридические услуги, услуги аудита, IT-консалтинг, услуги в области искусственного интеллекта и другие. Мы хотим, чтобы все они были запрещены санкциями Евросоюза. В том числе и туристические услуги — как бы это ни звучало в этом геополитическом контексте", — сказал Будрис.
Крупнейшим производителем азотных удобрений в Белоруссии является ОАО "Гродно Азот", которое выпускает азотную кислоту, азотные минеральные удобрения, капролактам, метанол и другие виды химической продукции. Предприятие принадлежит государству, входит в состав концерна "Белнефтехим" и выпускает в сутки почти 4 тыс. тонн карбамидов и более 3,5 тыс. тонн аммиака, отмечает "Интерфакс".
В декабре 2021 года предприятие было включено в санкционный список ЕС. В июле этого года суд ЕС отклонил апелляцию "Гродно Азот" об исключении из списка предприятий, средства и экономические ресурсы которых подлежат замораживанию в Евросоюзе.
В марте Польша ввела санкции против белорусской компании-поставщика азотных удобрений "МетаТрэйдингПром" (Минск). Ранее аналогичные ограничения Польша ввела в отношении ряда других поставщиков азотных удобрений: зарегистрированных в Белоруссии компаний "НФТ", "Техноспецтрейдинг Экспорт", "Техноспецтрейдинг", а также резидентов ОАЭ и Кипра World Chem Trading Co. и Rostumel Holding.
В прошлые годы ЕС ввел секторальные санкции в отношении белорусских калийных удобрений. Против их основного производителя —"Беларуськалия" и его трейдера БКК действуют также запретительные санкции ЕС и США.
Отношения между Белоруссией и Литвой снова обострились в октябре. Тогда на фоне активизации контрабандных поставок сигарет в Литву (это приводит к периодической остановке работы вильнюсского аэропорта, поскольку контрабандисты для переправки грузов используют метеозонды), Вильнюс решил закрыть пункты пропуска на границе с Белоруссией до конца ноября.
После этого выяснилось, что в Белоруссии без возможности выехать в Литву остается множество литовских грузовиков. Правительство Белоруссии сначала ограничило им возможность передвижения, а затем решило выпустить водителей, а фуры оставить на спецстоянках. Литовское правительство для возвращения фур решило досрочно открыть границу, но проблему это не решило. Минск требует переговоров на дипломатическом уровне, на что Вильнюс не соглашается.