Правительство РФ разработало схему компенсации ущерба от заморозки зарубежных активов государства и ЦБ
Правительство РФ разработало судебный механизм перевода западных активов под контроль государства в качестве компенсации за арест российских суверенных активов за рубежом, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с текстом законопроекта.
По его словам, поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, в закон об оценочной деятельности и об исполнительном производстве были рассмотрены на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности.
Споры РФ и ЦБ об их арестованных за рубежом активах сможет рассматривать Арбитражный суд Московской области. В случае удовлетворения иска суд укажет перечень зарубежного имущества, на которое должно быть наложено взыскание в РФ, следует из законопроекта. Перечень иностранного имущества подготовит правительственная комиссия по иностранным инвестициям
ПОДГОТОВКА ИСКА
Согласно законопроекту, подать иск смогут прокурор, ЦБ (в отношении своего имущества), а также определенный правительством орган исполнительной власти. Одновременно истец должен уведомить об иске правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ответчиком по делу будет являться иностранное государство, определяемое на основании решения президента РФ. Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не требуется.
Арбитражный суд, оценив в иске требования имущественного характера, должен будет по своей инициативе направить в правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций запрос о предоставлении перечня находящегося на территории РФ имущества, на которое может быть обращено взыскание в случае удовлетворения иска. При включении в перечень имущества, принадлежащего физическим и юридическим лицам, арбитражный суд привлекает этих лиц к участию в деле в качестве соответчиков.
Перечень имущества должен содержать указание его стоимости и места нахождения, сведения о лицах, которым оно принадлежит. При этом в закон об оценочной деятельности вносится поправка, по которой в случае получения перечня от правкомиссии по иностранным инвестициям проводить оценку обязательств необязательно. Сейчас оценка объектов обязательна, если в сделке участвуют объекты, принадлежащие полностью или частично РФ, в том числе при национализации имущества (ст. 8 закона "Об оценочной деятельности").
ВЗЫСКАНИЕ ИМУЩЕСТВА
В случае удовлетворения иска арбитражный суд выносит решение о взыскании с учетом "принципа соразмерности", определяет порядок исполнения, а в резолютивной части указывает имущество, на которое обращается взыскание для его последующей передачи РФ/Банку России. Указывается наименование имущества, его стоимость, место нахождения и иные идентифицирующие признаки. Суд также разрешает вопрос об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц.
"Решение арбитражного суда об удовлетворении иска по делу, возникающему в связи с лишением РФ, Банка России прав на их имущество иностранным государством, подлежит немедленному исполнению", — говорится в проекте закона.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ
Поправки в "Закон об исполнительном производстве" описывают механизм обращения в государственную собственность имущества, указанного в резолютивной части решения арбитражного суда. Госорганы или Банк России смогут отказаться от получения имущества, отозвать исполнительный документ и подписать мировое соглашение с должником только с согласия правительственной комиссии.
Судебный пристав-исполнитель уведомляет госорган или ЦБ о местонахождении имущества в течение 10 рабочих дней с момента его обнаружения. Изъятие осуществляется с участием понятых и оформляется актом.
В случае ареста денежных средств судебный пристав-исполнитель издает постановление, обязывающее банк перечислить эти деньги на депозитный счет службы судебных приставов, счет федерального бюджета или счет Банка России. В постановлении указываются реквизиты счета. В случае передачи бездокументарных ценных бумаг, находящихся у профессионального участника рынка, судебный пристав-исполнитель требует от учетного лица списать и зачислить эти бумаги на счет государственного органа или Банка России.
Для передачи доли в уставном капитале юридического лица судебный пристав-исполнитель должен потребовать от налогового органа зарегистрировать переход прав на это имущество. Если речь идет о недвижимости, судебный пристав-исполнитель должен потребовать от регистрирующего органа перерегистрации имущества.
ПРИМЕНЕНИЕ
Законопроект разработан в развитие указа президента РФ N442 от 24 мая 2024 года, которым он поручил правительству установить специальный порядок компенсации ущерба, причиненного РФ/Банку России от решений госорганов или судов США о необоснованном лишении прав на имущество. Указ предусматривает судебную процедуру направления на компенсацию этого ущерба активов США и "иностранных лиц, связанных с Соединенными Штатами Америки". На эти цели, согласно указу, может направляться движимое и недвижимое имущество этих лиц, находящееся в России, а также ценные бумаги, доли в уставных (складочных) капиталах российских компаний.
"По решению президента РФ механизм, предусмотренный законопроектом, может быть применен не только в отношении США, как это предусмотрено указом, но и в отношении иных иностранных государств, если ими будут изъяты российские суверенные активы за рубежом", — говорится в пояснительной записке.
В пояснительной записке также приводится перечень оснований, по которым возможно предъявление исковых требований к недружественным странам и их лицам.
- Первое основание — нарушение договорных обязательств (гл. 25 Гражданского кодекса, ГК) — если недружественные государства изъяли у РФ свои же государственные облигации или доходы от них, что по мнению авторов законопроекта фактически может рассматриваться как неисполнение этими государствами обязанностей по своему внешнему государственному долгу перед РФ.
- Второе основание — ответственность банков, депозитариев, иных участников финансовых рынков за блокировку или списание средств со счетов РФ из-за санкций.
- Третье основание — причинение вреда со стороны недружественных стран, которое привело к утрате РФ своего имущества (гл. 59 ГК).
- Четвертое основание — обязательства, возникающие у частных лиц, причастных к изъятию имущества РФ, в том числе путем раскрытия информации, отказа в совершении сделок с российским имуществом, осуществления транзакций, необходимых для перехода имущества РФ без ее согласия во владение, пользование и распоряжение недружественных государств.
Ответственность группы компаний — если одна из компаний группы уклоняется от исполнения обязательств перед РФ, ссылаясь на санкции. Обстоятельства неосновательного обогащения (гл. 60 ГК) — если частные лица получили выгоду за счет изъятия российских активов, например, получили выплаты из фондов, сформированных за счет российских средств. Обязанность возвратить РФ вещь, выбывшую из ее владения, или стоимость этой вещи (ст. 301 и 1103 ГК в истолковании постановления президиума Высшего арбитражного суда от 24 июня 2008 г. №3605/08).
"Под используемым в указе (президента РФ — ред.) термином "компенсация ущерба" в законопроекте понимается весь круг приведенных выше компенсаторных мер, направленных на восстановление нарушенных прав РФ как собственника и кредитора", — говорится в пояснительной записке.
Законопроект пока не внесен в Госдуму. В случае его принятия он вступит в силу через 10 дней после официального опубликования, отмечает "Интерфакс".