Интерфакс
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
Санкции
2 ноября 2022

Разрыв контрактов из-за санкций по модели Минюста повредит российским кредиторам — президентский совет

Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства может высказаться против законопроекта Минюста, который позволяет расторгать неисполнимые из-за санкций контракты и относит в России к форс-мажору ряд стандартных для бизнеса ситуаций, например нехватку средств, если они возникли после 24 февраля 2022 года. Освобождение российского лица от денежных обязательств может привести к переложению негативных последствий на другие российские компании или предпринимателей, следует из проекта заключения совета.

С его содержанием ознакомился "Интерфакс".

Заключение подготовлено на законопроект Минюста, который допускает в 2022 году возможность прекращения ставших неисполнимыми из-за санкций обязательств по контрактам, заключенным до 1 мая 2022 года со сроком исполнения после 24 февраля 2022 года. Этот документ министерство подготовило по поручению председателя правительства РФ Михаила Мишустина и по итогам совещания у первого вице-премьера Андрея Белоусова, следует из опубликованной пояснительной записки к проекту.

Согласно проекту, расторжение допускается, если контракт заключен как между российскими лицами, так и с контрагентами из "недружественных" государств и зарегистрированными в РФ структурами, находящимися под "недружественным" иностранным контролем. При этом участники этих сделок освобождаются от уплаты штрафов и неустоек в связи с их расторжением. Для этого Минюст предлагает относить к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажор, статья 401 Гражданского кодекса (ГК) РФ) ситуации, которые таковыми сейчас не считаются: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Однако, по мнению совета по кодификации, в результате реализации такого подхода может сложиться ситуация, когда пострадают российские же компании и предприниматели, являющиеся кредиторами подпавших под "новый" форс-мажор лиц, и нивелировать неблагоприятные последствия от санкций не получится. "Может сложиться ситуация, когда российский должник будет освобожден от денежного обязательства перед российским кредитором, поскольку перед российским должником не исполнил денежное обязательство иностранный контрагент", — указывает совет. В результате негативные последствия "будут возложены на российских кредиторов, которые в свою очередь будут лишены возможности исполнить обязательства перед своими контрагентами", говорится в проекте заключения совета.

Он полагает, что и действующее регулирование позволяет судам освобождать участников сделок от ответственности за неисполнение обязательств по причине нарушений со стороны контрагентов или из-за отсутствия на рынке нужных для исполнения товаров. Совет напоминает, что в постановлении пленума №7 от марта 2016 года Верховный суд РФ указал, что обстоятельство признается непредотвратимым (форс-мажором), если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. "В условиях введения ограничительных мер данные обстоятельства теряют признак "субъективных" затруднений должника", — развивает мысль ВС РФ президентский совет.

По его мнению, предложение Минюста "в части денежных обязательств не приводит к достижению целей проекта, а в части иных обстоятельств не является новеллой, поскольку аналогичный результат может быть достигнут путем применения разъяснений ВС РФ".

ПОТЕНЦИАЛЬНО НЕОЖИДАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Раскритиковал совет и предложение Минюста ограничить применение в сделках иностранного права.

Сейчас стороны договора могут выбрать любое удобное им законодательство для регулирования своих отношений, а если они никак не обозначат его, то будут руководствоваться правом той страны, где ведет свою деятельность основной исполнитель. Законопроект же Минюста фактически устанавливает, что если из-за недружественных действий в отношении РФ российская сторона договора считает свои права нарушенными, то должно применяться отечественное право.

Однако совет считает, что Минюст "необоснованно" смешивает "вопросы подсудности и применимого материального права". Он напоминает, что российское лицо из-за санкций уже может переводить свои споры из зарубежной юрисдикции в российскую — это устанавливают появившиеся летом 2020 года статьи 248.1 и 248.2 Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ.

При этом выбор иностранного права сторонами сделки не означает автоматического применения всех его норм, например положений об антироссийских санкциях. Уже сейчас российские суды и международный коммерческий арбитраж имеют инструментарий, чтобы заблокировать применение санкционных норм иностранного права и иных положений, которые несовместимы с публичным порядком РФ, говорится в проекте заключения.

"Суд обязан отказать в применении иностранной нормы непосредственного применения, если ее назначение и характер несовместимы с основами правопорядка (публичным порядком) Российской Федерации, затрагивают суверенитет или безопасность Российской Федерации, нарушают конституционные права и свободы российских граждан и юридических лиц", — цитируется в проекте заключения постановление пленума ВС РФ №24 от июля 2019 года.

Кроме того, как отмечает президентский совет, подход Минюста может помешать отношениям российских лиц с резидентами "дружественных" стран, так как он охватывает ситуации, когда стороны договора выбрали, например, право Индии или Китая, а местом разрешения спора - суд или арбитраж в США либо в странах Европейского союза. В этом случае российская сторона может перенести спор на рассмотрение в суд в РФ, тот будет рассматривать его уже по отечественному праву, но это может не устроить "дружественного" контрагента.

"Неожиданный результат, который предлагается в проекте в виде применения в рассматриваемой ситуации российского права, будет существенно затруднять ведение переговоров с иностранными контрагентами из дружественных юрисдикций", — говорится в проекте заключения.

В нем указано, что совет по кодификации не поддерживает законопроект Минюста.

Теги: САНКЦИИ_МНЕНИЯ

Еще по этой теме:

  • 27 июняПутин: Санкции, касающиеся нефти, не нанесут России существенного ущерба
  • 11 июняПесков — о снижении ценового потолка на российскую нефть: Москва уже имеет опыт по минимизации последствий таких решений
  • 4 июняБелый дом заверил, что Конгресс США принимает в расчет позицию Трампа в вопросе санкций против России
  • 29 маяЦБ: банковский сектор РФ сохраняет устойчивую позицию несмотря на санкции
подписаться на новости

Введите свой email и мы будем информировать о самых важных событиях в области комплаенс: изменения в законодательстве, аналитику, обновления санкционных списков и т.д.

Конфиденциальность ваших данных гарантируем.

  • Главная
  • Новости
  • Мероприятия
  • Возможности
  • Статистика
  • Контакты
  • Об Интерфаксе
16+

Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя X-COMPLIANCE.RU. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 84696 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.02.2023.

Исторические данные: Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя - XCO.NEWS. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 70754 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.08.2017.

Редакция сетевого издания «X-Compliance» не несет ответственность за мнения экспертов, использованные в материалах издания. Публикуемые мнения могут не совпадать как с позицией редакции сетевого издания «X-Compliance», так и с позицией органов и организаций, осуществляющих контроль и надзор в соответствующей сфере. Информация публикуется исключительно в целях доведения существующих экспертных мнений до сведения заинтересованных лиц.

© 1991–2025 АО «Финмаркет». Все права защищены.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения АО «Финмаркет»

Учредитель АО «Финмаркет»

127006, город Москва, улица Тверская-Ямская 1-я, дом 2, строение 1, комната 2411

Главный редактор Новиков А.В.

E-mail: info@x-compliance.ru

Телефон: +7 (495) 357-88-08

Если вы нашли опечатку на странице, нажмите Ctrl+Enter

Политика обработки персональных данныхУсловия использования информацииОбработка файлов cookieОбщие условия использования закрытой части X-Compliance