Санкции ЕС в отношении судов, перевозящих нефть из России, привели к увеличению ставок фрахта
Последние санкции ЕС против 189 судов, перевозящих нефть из России, вызвали увеличение ставок фрахта в Балтике и Черном море, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на обзор Центра ценовых индексов (ЦЦИ). По данным аналитиков, фрахтователи стали отказываться от танкеров, попавших под ограничения, хотя из 189 судов, появившихся в списках ЕС, около 50 уже были под санкциями США.
За неделю транспортировка сырья подорожала на 2-30% в зависимости от направления и типа танкера, хотя затем ставки несколько скорректировались. При этом экспорт сырья из РФ остается стабильным.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков говорит, что главная причина роста фрахтовых ставок не сам факт санкций, а риск задержания или ареста судов, даже кратковременного, потому что это может привести к простоям и финансовым потерям. По его мнению, ЕС реализует стратегию давления: сначала вводит массовые ограничения против танкеров, потом тестирует механизм ареста судов, после чего может попытаться ограничить проход через датские проливы для танкеров, не соблюдающих ценовой потолок. Эти факторы и провоцируют рост ставок, особенно в Балтике, говорит эксперт.
По прогнозу Юшкова, объемы экспорта российской нефти вряд ли сократятся в будущем, а осенью даже возможен рост поставок за счет снижения внутреннего спроса и решений ОПЕК+ по добыче. Участники альянса ранее договорились о росте добычи на 411 тыс. баррелей в сутки в мае и июне, что в три раза больше изначального плана.
Эксперт по фондовому рынку БКС Людмила Рокотянская также считает, что расширение санкций ЕС против танкеров из теневого флота России вряд ли окажет заметное влияние на экспорт российской нефти. Это связано с тем, что основные объемы поставок направлены на восточные рынки, которые не подчиняются европейским ограничениям, а эффективность санкций ЕС снижается из-за отсутствия поддержки со стороны США. Европейские страны не обладают достаточными ресурсами для контроля за ограничениями и не имеют прямого влияния на ключевых покупателей сырья из РФ, говорит эксперт.