Ставки фрахта на перевозку российской нефти выросли из-за санкций и новых правил в портах РФ
Нефтяной рынок отреагировал на последние антироссийские санкции ЕС и ужесточение правил захода иностранных судов в порты РФ: ставки фрахта на перевозку российской нефти 21-27 июля выросли до 30% в зависимости от направления, а отгрузки сырья из портов упали до минимума с начала февраля, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на исследование Центра ценовых индексов (ЦЦИ).
Из-за санкций произошло снижение доступного для перевозок флота — сотни танкеров попали под рестрикции. Кроме того, увеличилось время, проводимое танкером под погрузкой из-за новых правил допуска судов под иностранными флагами в порты РФ. Согласно указу президента РФ, теперь заход зарубежных судов в российские морские порты должен согласовываться с ФСБ. Ранее особый порядок прибытия судов из-за рубежа применялся в случаях, когда у порта смежная с военно-морской базой акватория.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что рост ставок фрахта носит временный и локальный характер. Он говорит, что новые правила для иностранных судов связаны с необходимостью усиления мер безопасности после инцидентов со взрывами на танкерах, заходивших в российские порты. Но теперь процедуры досмотра ужесточили, и это повлекло краткосрочные логистические сбои, но, отмечает Юшков, рынок достаточно быстро адаптируется к новым требованиям.
Директор ЦЦИ Роман Соколов полагает, что, как только участники рынка отработают новый механизм согласования захода танкера в российские порты, недельные объемы восстановятся до привычных норм. По его словам, объемы поставок менее подвержены влиянию геополитики, поскольку цены на российское сырье остаются относительно низкими.
В обзоре ЦЦИ говорится, что в августе морские поставки нефти из западных портов РФ могут снизиться на 8% к июлю из-за роста загрузки российских НПЗ. Старший аналитик БКС Кирилл Бахтин считает, что риска снижения экспорта не наблюдается, а санкции ЕС могут привести к временному расширению дисконтов и снижению доходов от экспорта. Усиление угроз со стороны США в адрес судовладельцев, работающих с РФ, позволит покупателям российской нефти добиваться более выгодных цен за счет увеличения дисконтов, согласен Игорь Юшков. Перевозчики, по его словам, смогут повышать ставки фрахта, ссылаясь на "токсичность" груза.